Home » Восточно-Казахстанский обком, Партийная жизнь » Методический блеф

Методический блеф

На сайте www.knpk.kz появилась статья «Новая охмуретика», в которой Г.Артемьев c Павлодарcкого обкома, рассуждает об очередной надуманной проблеме властей – установки общедомовых теплосчётчиков.В Усть-Каменогорске продолжает непримиримую борьбу с монополистами и ДАРЕМ Датчиков Эдуард Викторович, руководитель общественного объединения «Life», член экологической комиссии при Восточно-Казахстанском обкоме КНПК.В своей очередной статье «Методический блеф № 1» он разъясняет Методику расчёта ставки тарифа на передачу теплоэнергии.

Методический блеф №1

Республика Казахстан расположена в Северном полушарии Земли и зимы здесь холодные и длинные. Отопительный период продолжается более 200 суток в году, за исключением южных областей. Когда солнце не дает необходимого количества тепла, люди пользуются теплом, получаемым при сжигании угля. Для того чтобы это тепло дошло до потребителей, нагретую на теплоисточнике воду перекачивают по теплосетям: подающей и обратной. При этом вода отдает тепло в окружающую среду в сетях поставщика и в дома потребителей в сетях, проложенных внутри дома.Потери в сетях поставщика называются техническими потерями, а в сетях потребителей – полезным отпуском теплоэнергии. За остывание воды установлена плата, которая взимается с потребителей. Размер этой платы устанавливается государством, в лице Агентства РК по регулированию естественных монополий, которое согласно п.п.4, п.1 ст 13 Закона РК «О естественных монополиях и регулируемых рынках» разрабатывает, утверждает и применяет не дискриминационные методики расчета тарифов (цен, ставок сбора) или их предельных уровней на регулируемые услуги (товары, работы) субъектов естественных монополий.Причем столичное Агентство обязано руководствоваться пунктом 2 статьи 1 упомянутого Закона, где провозглашены цели этого Закона: «Достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественной монополии».Однако Агентство РК, являясь государственным органом, не стремится достигать баланса интересов, разрабатывая, утверждая и применяя вопиюще-дискриминационные Методики. Например, Методика расчета ставки тарифа на передачу теплоэнергии.Она дискриминационна по отношению к потребителям, так как позволяет дважды взимать плату за 18-20% исходной воды, стоимость которой включена в затраты на передачу теплоэнергии в виде стоимости теплопотерь в сетях услугодателя. Известно, что согласно руководящих документов Республики Казахстан, а именно РД РК 09.255-02 от 05.08.2002 года “Методические указания по определению тепловых потерь в водяных сетях” – теплопотери не сопровождаются потерей теплоносителя: при теплопотерях из-за остывания воды происходит только падение его температуры.Однако согласно Методики Агентства, в нарушение упомянутых РД РК, в стоимость потерь неосновательно включена стоимость не теряемой воды.Попробуем оценить это явное нарушение РД РК в масштабе Республики Казахстан, где более 10 лет применяется эта дискриминационная Методика столичного Агентства на примере местного монополиста.По оперативным данным местного монополиста количество исходной воды, стоимость которой вошла в затратную часть тарифа на производство теплоэнергии, составляет следующую величину:G=1650тн/час *24*365=14 454 000 тн.При стоимости водоподготовки и химической обработке исходной воды 82 тенге/тонна стоимость исходной воды составляет следующую сумму: S=104454 000*82=1 185 228 000 тенге.В расчете на 1 Гкал, при объеме производства теплоэнергии 2 322 000 Гкал в год, стоимость исходной воды составила:S=1 185 228 000:2 322 000=510,3 тенге/Гкал.При объеме теплопотерь в сетях услугодателя 18% или 411 000 Гкал, стоимость исходной воды, неосновательно включенная в затратную часть тарифа на передачу теплоэнергии, составила:S=411 000*510,43=209 786 730 тенге или 209 786 730:2 322 000=90,34 тенге на каждую произведенную Гкал теплоэнергии с учетом НДС 12% 101,18 тенге.При объеме производства теплоэнергии в Республике Казахстан 11 млрд. Гкал в год, сумма излишне взыскиваемых с потребителей средств составила: 11 млрд*90,34=993,74 млрд тенге.При этом НДС, отчисленный государству, с этой суммы составил 119,25 млрд. тенге.Итого с потребителей за год излишне взыскивается 1 триллион 112 млрд 988 млн. 800 тыс. тенге.Таковы плоды безнаказанного не соблюдения Агентством РК по регулированию естественных монополий действующих руководящих документов Республики Казахстан и Закона РК “О естественных монополиях и регулируемых рынках”.За время действия Методики Агентства РК финансовый поток, состоящий из средств, неосновательно взысканных с потребителей, родолжает течь в казну, из которой щедро оплачиваются усилия безнаказанного органа, ибо госорган за нарушения действующего законодательства не наказуем. Что же – делать? Этот многовековой вопрос имеет свой реальный ответ: надо заставить Агентство соблюдать законодательство Республики Казахстан, которое им не соблюдается во благо казны Республики Казахстан. Ситуация интересная. Как же заставить государство печься о своих гражданах?Добровольный порядок исключен, так как в бурном финансовом потоке могут потонуть все добровольцы. Судебный порядок не имеет абсолютно никаких шансов, хотя это- пока единственный законный путь, отягощенный сроком начала действия Методики: уж слишком долго прозревал спящий потребитель, убаюканный имиджем Агентства, которое всегда стремится к достижению баланса, однако, никогда его не достигает.Интересно, а что предложат нам потребители теплоэнергии, в том числе депутаты, мажилисмены, работники прокуратуры и другие, умеющие мыслить и обязанные действовать? В следующей публикации мы расскажем о блефе №2 этой Методики Агентства.А сейчас, поступая по сценарию телеигры “Выиграй миллион”, мы позвоним другу – парламентарию и снабдим его подсказкой: для прекращения этой вакханалии необходимо заменить в Законе РК “О естественных монополиях и регулируемых рынках” слова в пункте 2 статьи 1 “достижение баланса” на слова «соблюдение баланса». Тогда можно будет “причесать” статьи Закона, касающиеся функций, полномочий и прав Агентства РК, включая статью об ответственности уполномоченного органа. Проект Закона о внесении поправок в действующий Закон мной разработан. Дождемся срока, когда наши парламентарии прочтут эту статью в интернете и, может быть, захотят проявить законодательную инициативу.

Им и карты в руки!

Э.Датчиков

Председатель ОО «LIFE»

Восточно-Казахстанская область

Яндекс.Метрика