Home » Аналитика »

Чиновники подключились к разжиганию кредитной лихорадки

Государство намерено ускорить массовый загон казахстанцев в долговую яму. Чтобы этот процесс шел быстрее, оно предлагает пересесть всем на автомобили.

Во время встречи премьер-министра Серика Ахметова с представителями союза машиностроителей Казахстана была озвучена громкая инициатива. Вице-министр индустрии и новых технологий Альберт Рау предложил ввести государственное субсидирование потребительских кредитов на покупку автомобилей отечественного производства.

«Это очень хороший инструмент», – сказал вице-министр. И хотя идея прозвучала из уст А. Рау, понятно, что «хороший инструмент» продвигают отечественные бизнесмены от автосборки.

Не секрет, что сектор по сборке зарубежных автомобилей, который у нас принято называть отечественным автопромом, обладает у нас неплохим лоббистским ресурсом.  Иностранные автомобильные компании по всему миру придумывают, как бы лучше угодить потребителям. Они соревнуются в маркетинговых ходах, щедрых скидках, применяют trade-in – обмен старого автомобиля на новый с доплатой.

Казахстанские же компании поступают проще, решая все через государство. Сначала оно, ради поддержки отечественных предприятий, дало команду госорганам и нацкомпаниям пересаживаться на авто отечественной же сборки.

Эта мера оказалась очень эффективной, сбыт быстро пошел вверх. Однако ресурсы роста здесь не безграничны. Как бы ни были велики аппетиты госструктур, при закупке «железных коней» они не могут выйти за установленные лимиты.

Поэтому нужно расширять свою долю в негосударственном секторе рынка. Но сделать это одними административными рычагами нельзя, ведь граждан и частные компании нельзя заставить покупать авто «made in Kazakhstan» (хотя теоретически, конечно, можно).

Остается только вариант государственного субсидирования кредитов на покупку отечественных автомобилей, который и предложили премьер-министру.

Если бы эта инициатива прозвучала от самих автопредприятий – это вполне нормально, ведь для них главное – прибыль любой ценой.

Но когда такие инициативы звучат из уст государственных руководителей, то возникает масса вопросов.

Во-первых, государственное субсидирование потребительских кредитов на самом деле означает, что за счет денег налогоплательщиков будут поддерживаться отдельно взятые частные предприятия. Почему именно эти предприятия, за какие заслуги?

Доводы о том, что стране нужен автопром, что он дает рабочие места – сущая нелепица. С таким же успехом господдержку можно оказать и другим отраслям. Тем более что автомобиль – это не самый социально-значимый товар. Почему бы тогда не субсидировать покупку дорогих лекарств, операций, инвалидных колясок и протезов? Почему государство должно финансировать рост спроса на автомобили?

Во-вторых, государственное субсидирование приведет к резком росту потребительского кредитования, которое итак уже подошло к опасной черте. Банкиры и продавцы, которым очень выгоден рост покупок в кредит, в один голос твердят, что все под контролем. Но верить им нельзя. Хотя бы потому, что никто из них не измерял, насколько население обременено кредитами.

Банкиры и автосборщики уверяют, что нам е нужно достичь западных показателей. Мол, у нас число автомобилей на душу населения еще сильно отстает от США, Опомнитесь, господа – у нас и доходы населения отстают в разы! При средней зарплате 110 тысяч тенге (а у большинства населения еще ниже) о какой массовой покупке новых автомобилей может идти речь?!

Да потребительские кредиты намного упрощают покупку. Но это всего лишь иллюзия, ведь все равно придется отдавать всю сумму за авто.

Производители лоббируют госсубсидирование потребительских кредитов, потому что им нужно увеличить сбыт своей продукции и больше заработать. Банкиры лоббируют это решение, потому что им нужно увеличить выдачу займов и тоже побольше заработать.

А почему их поддерживают чиновники?

 

Жазира!Нукеева

http://vmeste.com.kz/?p=1533

Яндекс.Метрика