Home » Депутатские запросы Мажилиса Парламента V созыва, Партийная жизнь » Депутатский запрос

Депутатский запрос

Премьер-Министру

Республики Казахстан

Масимову К.К. 

Уважаемый Карим Кажимканович! 

Дорожно-транспортные происшествия (далее – ДТП) являются одной из самых опасных угроз здоровью и жизни людей во всём мире. По данным МВД РК, в Казахстане только в 2013 году на дорогах зарегистрировано 23 359 ДТП, в которых погибли 3 037 человек и получили ранения 29 872 человека, при чем в сравнении с 2012 годом количество происшествий увеличилось на 65% –  с 14 168 до 23 359.

В 2012 году постановлением Правительства РК была утверждена Отраслевая программа обеспечения безопасности дорожного движения в Республике Казахстан на 2012–2014 годы (далее – Программа), однако оно утратило силу постановлением Правительства РК от 28 мая 2014 года № 554. При этом согласно оценке реализации Программы, проведенной Счетным комитетом, основные цели Программы в большинстве своем так и не были достигнуты, Внедряемая интеллектуальная система контроля за дорожным движением стоимостью более 1 млрд. тенге не соответствует ее технико-экономическому обоснованию и не имеет проектно-сметной документации. Отдельные компоненты системы установлены в областях, в которых отсутствуют специализированные центры оперативного управления, способные обработать и использовать такую информацию в полном объеме. К примеру, системы фиксации скоростного режима и проезда на запрещающий сигнал светофора, установленные в городах Темиртау и Шымкент на сумму 76 млн. тенге не фиксируют нарушения проезда на красный сигнал светофора. По прежнему главным фактором возникновения ДТП является низкая транспортная дисциплина водительского состава. По вине водителей совершено 21 294 ДТП (увеличение с 2012 года на 72%), что составляет 91% от всех происшествий, при которых погибли 2 797 (92% от всех погибших) человек и ранено 27 963 (94% от всех пострадавших) человека.

Основной причиной ДТП является несоблюдение водителями транспортных средств установленного скоростного режима движения. По этой причине происходит каждое четвертое ДТП (23%). Особое беспокойство вызывает значительное увеличение ДТП по вине водителей автобусов на 45% (2013 г. – 587, 2012 г. – 405).

Среднереспубликанский показатель количества погибших в ДТП на 100 тысяч населения – 16 человек. При этом в отдельных регионах этот показатель значительно выше среднего. К примеру, в Жамбылской области в ДТП погибают 28 человек на 100 тысяч жителей, в Алматинской – 24. Если сравнивать этот показатель с развитыми странами, то смертность на казахстанских дорогах выше в 3 раза. Так, по данным Мичиганского научно-исследовательского института транспорта, в Японии, Германии, Великобритании, Швейцарии в результате ДТП гибнет не более 5-6 жителей в год. Основной акцент в зарубежном законодательстве делается на материальную ответственность нарушителей дорожного движения, но это не только большие штрафы, но и конфискация автотранспортных средств, лишение водительских прав, привязка количества и серьезности нарушений к плате за обязательную годовую страховку автомобиля.   К примеру, в Германии, штрафные очки за допущенные нарушения правил дорожного движения могут увеличить сумму его страховки, которая составляет до 1000 евро, в 2 раза. В США за неуплату штрафа предусматривается конфискация транспортного средства под залог или с уплатой за хранение на штрафной стоянке.

В 2013 году у нас в стране  каждое второе ДТП, было связано с наездами на пешеходов (10 391 человек – 44%), на долю погибших пришлось 30% (905 человек) от их общего числа.

 По вине самих пешеходов зарегистрировано более двух тысяч происшествий, в которых погибли 238 и травмированы 1 848 человек.

В последнее время все большей популярностью среди населения пользуется такой вид транспорта как велосипед.  Однако  использовать такой транспорт в общем потоке машин – задача не из легких. На дороге велосипедист очень уязвим, по статистическим данным, вероятность попадания велосипедиста в дорожно-транспортное происшествие на дороге в пять раз превышает вероятность попадания в ДТП водителя автомобиля.  Единственное защитное средство велосипедиста — шлем, однако многие пренебрегают этой мерой безопасности, т.к. в Правилах дорожного движения обязательность его ношения не закреплена.

Для того, чтобы избежать конфликтов с водителями автомашин и пешеходами, велосипед должен двигаться по специально выделенной на проезжей части дорожке. Именно такое решение давно нашли в странах Европы, где велодорожки могут образовывать транспортную сеть не только в городе, но и во всем государстве, как, например, в Дании. Достояние немецких велосипедистов – 1400 километров велодорожек. В Китае, где этот вид транспорта популярен, – 450 километров, а в Москве – 74 километра.

В связи с вышеизложенным, просим предоставить ответы на следующие вопросы:

  1. Почему Постановление Правительства РК от 1 июня 2012 года № 730, утверждающее Отраслевую программу обеспечения безопасности дорожного движения в РК на 2012-2014 годы, было поставлено на утрату и  основные цели Программы в большинстве своем так и не были достигнуты?
  2. По данным МВД РК, имело место несвоевременное и некачественное предоставление местными исполнительными органами отчетности о реализации запланированных мероприятий Отраслевой программы, что указывает на их формальный подход к ее реализации. Какие меры принимаются по устранению имеющейся инертности местных исполнительных органов в решении задач по обеспечению безопасности дорожного движения?
  3. Каковы меры  по ужесточению требований к водителям автобусов и повышению их дисциплины? К примеру, не так давно в СМИ была информация, что водителя автобуса, по вине которого в Астане в ДТП погибли двое детей, должны были лишить водительских прав до аварии
  4. Каковы планы по созданию велосипедных дорожек в Казахстане и по повышению ответственности  пешеходов и велосипедистов в части соблюдения ими всех необходимых мер безопасности на проезжей части (пересечение проезжей части только в установленных местах, ношение шлема при использовании велосипеда на дороге и др.)?

С уважением,

Члены фракции «Народные Коммунисты»,

Омурзаков Т.К.

Ахметбеков Ж.А.

Баймаханова Г.А.

Кенжин Т.А.

Коныров А.О.

Косарев В.Б.

Сорокин Б.В.

Оглашен 19.11.2014 г.    

Яндекс.Метрика