Home » Аналитика » Адвокат потребителя или оружие в торговых войнах?

Адвокат потребителя или оружие в торговых войнах?

На фоне «шоколадной войны» Казахстан создает мощное ведомство по контролю за безопасностью продовольствия.

В республике будет образовано Агентство по надзору в сфере защиты прав потребителей и санитарно-эпидемиологического благополучия населения (Казпотребнадзор). Проект соответствующего указа правительство уже внесло на рассмотрение Главы государства.

 

 

Новое ведомство будет организовано на базе комитета санэпидемнадзора, который выведут из министерства здравоохранения. Кроме того, ему передадут ряд полномочий других структур.

 

 

Во-первых, контроль за соответствием пищевой и другой потребительской  продукции техническим регламентам. Сейчас им занимается министерство индустрии и новых технологий.

 

 

Во-вторых, функции надзора за соблюдением прав потребителей транспортных услуг, которыми ранее занималось министерство транспорта и коммуникаций.

 

 

В-третьих, полномочия по защите прав потребителей услуг, оказываемых монополистами, которыми ранее обладало агентство по регулированию естественных монополий.

 

 

Наконец, функции по защите прав потребителей в целом, которые будут переданы от антимонопольного агентства.

 

 

Единственное, что не передадут Казпотребнадзору, – это защита прав потребителей финансовых услуг. Она по-прежнему останется в ведении специального комитета в составе Национального банка.

 

 

Почему Казпотребнадзор будет создан именно на основе санэпидемнадзора? Очевидно, что новое ведомство сконцентрируется на продовольственной продукции. Ведь именно в этой сфере наибольшее количество нарушений и именно здесь они могут причинить наибольший вред.

 

 

Как раз сейчас Казахстан втягивается в «шоколадную войну» между Россией и Украиной. Дело в том, что Роспотребнадзор запретил импорт украинских конфет Roshen. Российские эксперты нашли в них ряд несоответствий, в том числе по содержанию канцерогенного вещества бензопирен. Украинский производитель, который половину свой продукции сбывает в Россию, опровергает обвинения в свой адрес.

 

 

Между тем, Казахстан также начал проверку конфет Roshen. И если выводы о содержании в них вредных веществ подтвердятся, то запрет будет введен и у нас. По оценкам экспертов,  Roshen является одним из крупнейших поставщиков на казахстанский рынок, на котором его доля доходит до 20%.

 

 

И если продукции украинской компании перекроют доступ, это приведет к серьезным изменениям на рынке. Освободившуюся нишу могут занять отечественные производители. Хотя с таким же успехом на нее могут прийти и иностранные компании. В любом случае передел произойдет. И это подчеркивает, насколько важным является потребнадзор как инструмент влияния на рынок.

 

 

И чтобы там не говорили о его беспристрастности, все равно есть возможности использовать этот инструмент, чтобы «выдавливать» те или иные товары того или иного производителя. Существует много способов сделать это, формально соблюдая все правовые нормы. И нюансов здесь много. Например, можно проверить конфеты одной компании и найти там нарушения, а конфеты другой компании просто не проверят – хотя там, возможно, есть еще более грубые нарушения.

 

 

Главное, чтобы Казпотребнадзор не увлекался такой функций, а занимался все же защитой прав казахстанских потребителей. В то числе обратил свое внимание на такую сферу, как ЖКХ, где о таких правах даже не слышали.

 

http://vmeste.com.kz/?p=1519

 

 

 

 

 

Яндекс.Метрика