Home » "Коммунист Казахстана" » Айкын Конуров: От чилийской пенсионной модели отказались даже в Чили

Айкын Конуров: От чилийской пенсионной модели отказались даже в Чили

В мире наблюдается суровая тенденция – срок выхода на пенсию отдаляется. В Швеции, Западной Европе, даже социалистическом Китае – повсеместно увеличивается срок выхода на пенсию. Заговорили об этом и в Казахстане, поводом к чему послужило предложение президента, прозвучавшее в его послании народу, провести дальнейшее совершенствование пенсионной системы. К слову, в его предложении нет ни слова о том, что срок выхода на пенсию надо увеличить. Однако именно об этом почему-то заговорили сразу после того, как под руководством вице-премьера К. Келимбетова была создана специализированная комиссия, которая займется подготовкой предложений по изменениям в пенсионной системе страны.

Мы решили задать несколько вопросов Айкыну КОНУРОВУ – депутату мажилиса, члену комитета нижней палаты по аграрным вопросам.

Похоже, в мире хотят заставить стариков работать до «победного конца» – по крайней мере, такая наблюдается тенденция. А как с этим у нас?

– Две трети казахстанцев сегодня хотят выходить на пенсию раньше положенного срока. По мнению 69,1 % населения (по данным общественного фонда «Стратегия»), оптимальный пенсионный возраст составляет 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин, что соответствует «советским нормам». Такое положение на настоящий момент существует в России и Белоруссии.

А вот в мире наблюдается тенденция увеличения пенсионного возраста. Например, в Японии выходят на пенсию в 70 лет. Однако, по казахстанской статистике, пенсионный возраст превышает среднюю продолжительность жизни: мы не Япония, где на пенсию выходят в 70 лет, а живут до 85.

По состоянию на 1 января 2010 года численность лиц, старше 65 лет, в Казахстане составляет 1,1 миллиона человек. Для Казахстана с его огромными энергоресурсами это смехотворная цифра. На фоне стареющей Европы мы – молодая нация.

В Казахстане принят «Национальный план действий по улучшению положения пожилых людей на 2011-2020 годы». Основные положения этого плана: размер пенсии должен быть доведен до 60% от средней заработной платы. Проект национального плана предусматривает:

-развитие сети учреждений социального обслуживания нового типа;

-«школ здоровья» для пожилых людей;

-создание государственной геронтологической службы;

-внедрение регулирования цен на лекарственные средства, закупаемые государственными организациями здравоохранения.

Предполагается также ввести новый вид страхования – на обслуживание и долговременный уход в пожилом возрасте. Документ разработан и принят при поддержке фонда ООН в области народонаселения. Таким образом, идеология, которая уже принята Казахстаном, вступает в резкое противоречие с предполагаемым увеличением пенсионного возраста.

Кроме того, для безболезненного внедрения подобного решения у нас еще не созрела адекватная ситуация…

– Вы правы, необходимо сначала создать условия (2,7 млн. самозанятых, безработица среди женщин старше 45 лет), а потом уже переходить к радикальным мерам. Нам нужна национальная стратегия по старению населения. На сегодня пожилые люди, а это – наш электорат, представляют одну из наиболее уязвимых и социально исключенных групп в казахстанском обществе, а одинокие пожилые люди особенно изолированы. Нам надо отказаться от стереотипа восприятия пожилых людей как иждивенцев, внедрить идеологию «общества для всех возрастов». Нам крайне необходимо обеспечить отражение проблем старения во всех областях политики с тем, чтобы привести общество и экономику в гармонию с демографическими сдвигами и только потом поднимать пенсионный возраст.

Пример Франции показывает, что ужесточение пенсионного законодательства может вызвать социальный взрыв. Если пенсионная реформа в Казахстане, связанная с переходом на накопительную систему в 90-х годах, прошла безболезненно, то это – результат не осознания населением страны необходимости отказа от солидарной пенсионной системы, а следствие тяжелой экономической ситуации, когда перед каждым стоял вопрос выживания. Не надо путать одно с другим, пенсионная реформа не была одобрена казахстанским обществом.

Да у нас и без вопроса об оптимальном пенсионном возрасте назревают серьезные социальные проблемы

– Это точно. В ближайшие годы начнется массовый выход на пенсию 2,7 миллионов самозанятых, которые не имеют пенсионных накоплений, перебиваются случайными заработками, имеют нестабильный доход. Они выжили в тяжелые времена «лихих 90-х» только за счет своей инициативы, не полагаясь на помощь государства. Их ожидает минимальная пенсия, которая сегодня – будем честны друг с другом, в 2,5 раза ниже реального прожиточного минимума.

Увеличение пенсионного возраста автоматически увеличивает конкуренцию на рынке труда. Это обстоятельство следует иметь в виду при нашей заниженной статистике безработицы. Это ухудшит положение работающихпредпенсионного возраста. Они будут находиться под постоянным прессом угрозы увольнения.

Так какой же из этого следует вывод?

Такой, что в целом, чилийская модель пенсионной системы, принятая за образец в Республике Казахстан, не выдержала проверки временем. В Чили от нее уже отказались. Цель реформы была одна – минимизация роли государства в реализации социальных программ.

Сегодня мы на весь мир говорим о социальном государстве и социальной модернизации. Вряд ли шаг по увеличению пенсионного возраста будет уместным при уже провозглашенном курсе на построение социального государства. Я бы поставил вопрос иначе: нам нужна качественная реформа пенсионного законодательства.

Что касается НПФ, то для Казахстана сдерживающим фактором, на мой взгляд, является отсутствие развитого рынка ценных бумаг, в который можно было инвестировать пенсионные накопления, а также возможности инвестировать в реальный сектор экономики, например в жилищное строительство.

Следует иметь в виду и низкие доходы населения и, следовательно, низкие размеры пенсионных отчислений. Соотношение численности пенсионеров и занятого населения в Казахстане намного лучше, чем в развитых странах, например в Греции. Поэтому предложение о повышении пенсионного возраста не имеет под собой объективной основы. Нам необходимо изменить саму систему пенсионного обеспечения – в частности, пересмотреть роль и функции НПФ в пенсионном обеспечении населения, перейти на сочетание солидарной и накопительной модели.

Без пересмотра концепции системы пенсионного обеспечения, пенсионный возраст повышать нельзя.

И еще один маленький штрих. Нефтяной фонд Норвегии создавался как фонд будущих поколений пенсионеров, чтобы гарантировать им достойный уровень жизни в кризисных ситуациях. В соответствии с истинным назначением 5 лет назад нефтяной фонд был преобразован в пенсионный фонд Норвегии.

Беседовал Марат АЙТИЕВ (еженедельник «Свобода слова»)

Яндекс.Метрика