Home » Аналитика » Авиация взлетит за счет бюджета

Авиация взлетит за счет бюджета

Правительство намерено возродить сеть местных воздушных сообщений. Что это: забота о населении или просто новый способ заработать?

Когда-то внутренние авиаперевозки были очень развиты в нашей республике. На самолете можно было попасть не просто из одного областного центра в другой, но и добираться до райцентров. Затем гражданская авиация пришла в упадок. В последние годы она вновь стала бурно развиваться, но в основном, в международном направлении. Путешествовать в Турцию или Таиланд  у нас зачастую проще, чем из одного региона в другой.

«Местные исполнительные органы подали предложения о восстановлении 16 аэродромов местного значения. Хотим возобновить связи: район – область, область – республика. Сегодня эти проекты проходят согласование в госорганах, запланированы средства для их реконструкции и строительства в госпрограмме», – заявил председатель комитета гражданской авиации Бекен Сейдахметов.

Чиновники уверяют, что возрождение внутренних авиаперевозок продиктовано заботами о народе. «Не во все районы страны сможем построить хорошие дороги, поэтому авиасообщения будут хорошей альтернативой», – пояснил Б.Сейдахметов.

Между тем, за новой инициативой на самом деле стоят бизнес-интересы. Дело в том, что отрасль воздушных перевозок хоть и растет, но уже долгое время пребывает в структурном застое.  В этой сфере доминирует «Эйр Астана», свою нишу занимает «Скат», какие-то крохи достаются более мелким игрокам.

Между тем, авиационный рынок в Казахстане, с его огромными расстояниями, очень сильно недооценен и объективно должен развиваться более динамично. И сейчас мы как раз наблюдаем попытку открыть два «окна возможностей» – внешнее и внутреннее. Внешнее связано с тем, что планируется ввести запрет на выполнение чартерных рейсов зарубежными компаниями. Тогда отечественные перевозчики смогут увеличить географию и интенсивность своих полетов.

Правда, эта возможность хоть и выглядит заманчиво, но реализовать ее непросто. Ведь чтобы  летать в зарубежные страны, мало нашего желания. Другие государства тоже хотят лоббировать своих перевозчиков. Нашим компаниям, не имеющим ни современной техники, ни финансовых ресурсов, ни большого опыта, конкурировать с ними сложно.

Поэтому намного интереснее «внутреннее окно». А оно связано именно с расширением межобластных и внутриобластных перевозок, которое сейчас проталкивает минтранском.

Спрос у населения на такие перевозки есть, и он растет. Тот, кто вовремя зайдет на этот перспективный рынок, сможет неплохо зарабатывать. Если прибавить еще заказы на  услуги по реконструкции аэродромов, а затем по их обслуживанию, а также организацию сервиса для обеспечения полетов, то открываются еще более широкие горизонты.

Есть лишь одно «но». Внутренние полеты только тогда будут развиваться, когда спрос населения окажется платежеспособным. Существующие рейсы между двумя столицами, а  также нефтяными городами на западе республики всегда заполнены, но там летает особая публика. Частенько за государственный или корпоративный счет.

На внутриобластных перевозках народ вряд ли сможет позволить себе удовольствие заплатить за билет полностью по существующим расценкам. Их нужно в любом случае значительно уменьшить. Комитет гражданской авиации сообщает, что это сделают за счет субсидирования из местных бюджетов.

Иными словами, авиакомпании будут частично финансироваться за счет государства. Задача достигнуть снижения тарифов на перевозки за счет повышения эффективности даже не ставится. Хотя в других странах это вполне удается – благодаря расширению масштабов. Ведь чем интенсивнее перевозки, чем лучше развита инфраструктура, тем меньше издержек приходится на один полет.

В Казахстане всего 19 аэропортов. В Канаде действует 752 аэропорта, принимающих регулярные рейсы, и более 1700 аэропортов, обслуживающих бизнес и частную авиацию. В США только на Аляске работает 567 аэропортов и около 3000 взлетно-посадочных полос для частной авиации.

Впрочем, для сравнения не нужно ходить за океан: достаточно вспомнить советский период, когда в Казахстане регулярные рейсы производились более чем со 100 аэропортов.

Сейчас комитет гражданской авиации предлагает восстановить 16 аэродромов. Понятно, что это капля в море. Если мы, действительно, хотим развивать гражданскую авиацию, а не просто создать нишу для бизнеса нескольких частных авиакомпаний, посадив их на  бюджетную подкормку, то нужны не робкие полумеры, а серьезная программа.

Необходимо масштабное развитие внутренних авиасообщений, ориентированное на снижение их стоимости. Иначе перевозчики не «встанут на крыло», а просто «сядут на хвост» бюджету.

 

Никита!Александров

http://vmeste.com.kz/?p=1504

Яндекс.Метрика