Home » Аналитика » Бензин тоже станет китайским

Бензин тоже станет китайским

В Казахстане одновременно проходят два крупнейших нефтегазовых форума: Kazenergy в Астане и KIOGE в Алматы. Чиновники и руководители нефтегазовых компаний разрываются между двумя городами, чтобы успеть побывать на обоих мероприятиях и везде успеть поведать о своих успехах и грандиозных планах.

Глава нацкомпании «Казмунайгаз» Ляззат Киинов сообщил, что в модернизацию отечественных нефтеперерабатывающих заводов будет вложено 6 миллиардов долларов. «Сроки реализации проектов намечены на период 2013-2015 годов», – отметил он. При этом не только вырастут объемы производства бензина и дизтоплива, но и обещано повысить их качество – до уровня стандартов Евро-4 и Евро-5.

Между тем, подобные обещания казахстанцы слышат не первый год, а ситуация с качеством и стоимостью нефтепродуктов только ухудшается. С 3 октября увеличены предельные розничные цены на нефтепродукты. Для дизельного топлива установлена стоимость 94 тенге за литр вместо 90 тенге, для бензина Аи-80 – 89 тенге вместо 86, бензина Аи-92 – 110 тенге за литр вместо 106 тенге.

Увеличение максимально допустимой цены автоматически означает повышение стоимости на автозаправках.

Правительство объясняет пересмотр цены подорожанием нефти – со 104,09 долларов за баррель в июне до 114 долларов за баррель в сентябре. А предельные розничные цены на нефтепродукты в Казахстане рассчитываются, исходя из котировки мировой цены на нефть.

Но насколько обоснованы такие расчеты? Ведь в тот же день, когда повысились цены на бензин и дизтопливо, мировые цены на нефть упали до 108 долларов за баррель. И вообще сама формула, при которой стоимость отечественного бензина должна зависеть от котировок нефти на мировых биржах, выглядит странно.

На самом деле повышение стоимости связано, скорее всего, с подорожанием нефтепродуктов в соседней России, которая является нашим партнером по Таможенному союзу и крупнейшим поставщиком бензина на наш рынок. Российские цены выросли в сентябре на 3-4% – что как раз соответствует повышению цен на бензин и дизтопливо в Казахстане.

А мировые цены на нефть – это лишь бутафория. Основной проблемой по-прежнему остается дефицит внутреннего производства высокооктанового бензина. Чтобы снизить зависимость от российских поставок, казахстанские нефтяные бастыки заявляли, что мы прибегнем к толлингу нефти. Проще говоря, будем поставлять сырую нефть в Китай, перерабатывать на местных заводах и забирать назад готовое топливо.

Вице-министр нефти и газа Булат Акчулаков недавно сообщил, что эта схема может начать работать уже в нынешнем году. «В пределах 1-1,5 миллиона тонн ожидается объем нефтепереработки», – сказал замглавы нефтегазового ведомства.

Можно ли будет назвать такой бензин казахстанским? Конечно, нет. Несмотря на красивое слово «толлинг», речь идет, по сути, о банальном импорте китайских нефтепродуктов. Мы загрузим китайские НПЗ сырьем, обеспечим их заказами и добавленной стоимостью, а в обмен получим бензин, стоимость которого вряд ли будет дешевле нынешней.

В Китае с середины сентября цены на топливо повышены, и сейчас литр 92-го обходится в 8 юаней (около 190 тенге), литр дизтоплива – незначительно дешевле.

Единственная выгода от толлинга – это увеличение источников поставок бензина. Между тем, вместо укрепления топливной независимости мы рискуем получить еще большую энергетическую и товарную зависимость от китайских производителей. Если еще и внутренний рынок нефтепродуктов окажется под контролем Поднебесной, то можно будет смело считать, что казахстанская экономическая политика определяется «пекинским обкомом».

 

Сагит!Оспанов

Яндекс.Метрика