Home » Партийная жизнь, Южно-Казахстанский обком » Бесконечная история о ЖКХ и тарифах

Бесконечная история о ЖКХ и тарифах

22 февраля 2017 года в г.Шымкент состоялся круглый стол на тему: «Модернизация ЖКХ – бесконечная история», организованный Южно-Казахстанским обкомом КНПК. В мероприятии приняли участие представители ТОО «Энергопоток», «Қуатжылуорталық-3», Департамента АРЕМ по ЮКО, НДП «Ақ жол», Совета ветеранов г.Шымкент, общественные активисты, независимые СМИ. По итогам работы круглого стола принята резолюция.

2017 год начался с катастрофы в поселке Шахан Карагандинской области. По трагическому стечению обстоятельств в результате взрыва парового котла отопления был частично разрушен многоэтажный дом, погибли люди.

Как оказалось, это не первая подобная чрезвычайная ситуация. Только за последние 6 лет, произошло 28 ЧП, связанных с разрывом котлов, в которых погибли 17 человек и 27 были ранены. Только в Карагандинской области, в зоне риска находятся еще как минимум 100 домов. Эта трагедия заставила снова обратить внимание на проблемы в сфере коммунальной инфраструктуры и ЖКХ.

В свое время в Казахстане была проведена реформа жилищно-коммунального хозяйства и осуществлена массовая приватизация жилья, что привело к формированию качественно новой сферы жилищных отношений. Ответственность по эксплуатации и ремонту приватизированного жилья перешла от государства к собственникам квартир, которые в тот момент, в большинстве своем, оказались не готовы к этому. Значительная часть коммунальной инфраструктуры перешла в собственность частных компаний.

Компании-монополисты в основном были сосредоточены на извлечении прибыли, не вкладывая средства в капитальный ремонт сетей. В результате, состояние коммунального сектора, включавшего в себя сети и сооружения, обеспечивающие тепло -, газо – и электроснабжение значительно износились.

Для решения этих проблем в 2011 году была принята «Программа модернизации ЖКХ 2011-2020», которая в 2015 году была включена в «Программу развития регионов» и «Нұрлы жол». Программа была направлена на улучшение коммунальной инфраструктуры, построение оптимальной модели управления сектором ЖКХ, повышение энергоэффективности отрасли и создание инвестиционной привлекательности коммунальных предприятий.

Однако, несмотря на проводимые мероприятия, средний износ теплосетей по стране составляет 63% (при этом около 40% или 9,6 тыс. км имеют 100% износ). Ежегодные потери тепловой энергии составляют в среднем 10,7 млн. Гкал. Сети теплоснабжения в республике характеризуются высокой аварийностью (в среднем 200 технологических нарушений на 100 км) и имеют высокие теплопотери (порядка 40%). В неудовлетворительном состоянии значительное количество источников выработки тепловой энергии, прежде всего котельные, а также большинство водопроводных и канализационных сетей. Основная часть водопроводных сетей в регионах требует капитального ремонта или их полной замены.

До сих пор не создан работающий механизм стимулирования ресурсосбережения. В основном общедомовые сети находятся в плохом состоянии. Именно по этой причине происходит большинство случаев перебоев в обслуживании потребителей. Все потери из-за износа коммуникаций монополист перекладывает на потребителей.

Получается парадоксальная ситуация: тарифы на комуслуги с точки зрения устранения износа и расширения мощностей инфраструктуры необходимо повышать, но у потребителей платить за это нет возможности.

До сих пор не ясен механизм расчета тарифов. Система тарифообразования для обывателя непрозрачна и запутана. Из чего складывается тариф на коммунальные услуги – знают только профессионалы. Пользуясь этим исключительным положением, монополисты ЖКХ обосновывают повышение, опираясь на сложные расчеты и формулы, обещая дополнительные деньги потратить на модернизацию сетей.

Однако тарифы растут ежегодно, а качество предоставляемых услуг коммунальщиками – нет. За свои деньги мы получаем некачественные услуги, отключение и перебои подачи воды и электроэнергии. Казахстанцы привыкли справляться своими силами – почти в каждой семье есть фильтры для очистки воды, титаны для ее нагрева, обогреватели. При этом граждане несут дополнительные расходы помимо оплаты некачественных услуг ЖКХ.

В этой связи Южно-Казахстанский областной партийный комитет КНПК предлагает:

– пересмотреть стандарты качества питьевой воды, теплоснабжения. Создать общественный совет по контролю за качеством услуг ЖКХ;

– при обсуждении вопроса повышения тарифов использовать городской интернет-портал и социальные сети, для того, чтобы вовлечь в этот процесс максимальное количество горожан;

– ввести в «классификатор» новую профессию – «управдом» или «менеджер по управлению жилым домом» с соответствующим обучением в вузах и профессионально-технических училищах, в целях достижения эффективности государственного регулирования, качественного управления жилищным фондом и создания нормальных жилищных отношений, а также для создания широко востребованного сегодня профессионального рынка специалистов для найма по конкурсу собственниками всех многоквартирных домов республики;

– согласных быть старшими по подъезду или домкомами – освободить на 50% от уплаты ежемесячных взносов за квартиру;

– рассмотреть вариант финансирования домуправлений за счет 1-процентной оплаты монополистами их услуги за кассовый сбор комуслуг от населения и перечислений;

– объем оплаты комуслуг не должен составлять больше 10% от совокупного дохода граждан, остальная часть должна компенсироваться госорганами соцобеспечения.

Из материалов ЮК обкома КНПК

Яндекс.Метрика