Home » Алматинский горком, Партийная жизнь » Большая дорога в Европу

Большая дорога в Европу

Крупнейший трансконтинентальный автодорожный коридор «Западная Европа –  Западный  Китай» называют стройкой столетия. Как продвигается строительство на казахстанском участке дороги, проверили депутаты Мажилиса Парламента РК от фракции КНПК.

 

В ходе рабочих поездок  по Жамбылской области депутат Мажилиса Парламента РК от фракции КНПК Галина Баймаханова объехала участки  строящейся автомагистрали «Западная Европа–Западный Китай». Как известно, эта грандиозная магистраль пройдет по территориям Казахстана, Китая, России и стран Европейского Союза. Дорога способствует интеграции в европейскую и азиатскую региональные системы автомобильных дорог с выходом на большинство государств Евроазиатского континента, на крупнейшие транспортные узлы и терминалы.

 Общая протяженность коридора по маршруту Санкт-Петербург – Москва – Нижний Новгород – Казань – Оренбург – Актобе – Кызылорда – Шымкент – Тараз – Кордай – Алматы – Хоргос – Урумчи – Ланьчжоу – Чжэнчжоу – Ляньюньган составит 8 445 км. Из них 2 233 км по территории Российской Федерации,   2 787 км – Республики Казахстан, 3 425 км – Китайской  Народной Республики. По Казахстану реконструкции подлежит 2452 км дороги.  Стоимость проекта казахстанского участка составляет – 825,1  млрд. тенге, в рамках которых предусмотрен перевод на I техническую категорию с 4-х полосным движением 1390 км дороги (Кызылорда – Туркестан – Шымкент – Тараз – Алматы – Хоргос), остальные участки протяженностью 1062 км будут переведены на II техническую категорию (Мартук – Актобе – Карабутак – Кызылорда).

 Важность подобного масштабного проекта для Казахстана переоценить трудно, ведь он имеет высокую значимость для казахстанской экономики. Планируется, что в результате создания автомагистрали значительное региональное развитие получат пять крупных областей страны (Актюбинская, Кызылординская, Южно-Казахстанская, Жамбылская и Алматинская, включая г.Алматы), где в общей сложности  проживает 7,5 млн. человек или почти половина населения страны. А потому процесс строительства дороги требует не только строгого инженерного контроля, но и пристального общественного мониторинга, в том числе депутатского контроля. В связи с чем на одном из пунктов дороги «Западная Европа –Западный Китай»  депутат Галина Александровна Баймаханова задала вопросы непосредственно строителям и прорабам, работающим над созданием транспортного коридора.

 

 

Ринат Нарымбаев, инженер по технике безопасности строительного участка:

 

 

– Это первая дорога, которая строится по новой технологии из армированного бетона, аналогично покрытию взлетной полосы аэродрома.  По нашим расчетам, дорога должна простоять не менее 100 лет, в течение которых она будет только укрепляться. Бетон изготовлен из местного цемента по технологии корейской  фирмы. Подрядчик – корейская компания «ККS», а работают местные рабочие из близлежащих аулов.

По словам инженера, по всему коридору предусматривается улучшение геометрических параметров трассы (повороты, видимость, уклоны). Согласно генплану, в целях улучшения экологической и санитарной обстановки предусматривается обходы крупных населенных пунктов (Актобе, Шаган, Аральск, Кызылорда, Шиели, Жанакорган, Туркестан, Икан, Темирлан, Шымкент, Тараз, Кулан, Ташкарасу, Жаркент, перевалы Кордай, Машат, Куюк).

Сегодня строительство и реконструкция автомобильных дорог в  Казахстане производится по современным мировым технологиям.  Все автодороги международного и республиканского значения реконструируются по усиленным параметрам с расчетом на более высокую весовую нагрузку (13 тонн на ось) и интенсивность движения. Начато широкое применение новых строительных материалов, в том числе бетонных покрытий, значительно увеличивающих прочность и долговечность автомобильных дорог. При этом в Казахстане освоено производство почти всех материалов, используемых в современном дорожном строительстве.

Кстати, рабочие  проявили живой интерес к визиту депутата Г.Баймахановой, а водитель КАМАЗа по имени Торехан (фамилию назвать он отказался) по своей просьбе получил визитку из рук Галины Александровны: «Спасибо за визитку, – поблагодарил Торехан. – Мы, 200 человек на этом участке дороги, получаем зарплату 100 000 тенге плюс премиальные. Мы никогда не могли достучаться до власти, нас никуда не пускают, адресов и телефонов мы тем более не знаем. Но теперь я вижу, что на верхах интересуются жизнью простых рабочих».

Также нам стало известно, что в ходе возведения дороги строители обнаружили древние сакские курганы, которыми заинтересовались археологи и ученые. Было решено попытаться сохранить эти археологические памятники, изменив маршрут дороги…

На отдельных отрезках ехать по новой дороге – одно удовольствие, но местами мы отметили недоделки, неуложенные бордюры, а есть и явные дефекты. После 280 километра дороги Г.Баймаханова заметила промоину на обочине дороги.

– Это инженерная опасность, возможно разрушение этого участка дороги. Подрядчики должны следить за качеством кладки асфальта! – предостерегает депутат.

Следуя далее по направлению к г.Тараз мы заметили, что строительство на участке «Мерке-Чу-Тараз» бурно кипит, в вот на подъездах к самому Таразу дорогу еще и не начинали. Кстати, относительно сроков сдачи дороги прорабы и инженеры дать ответ затруднились. Между тем, как сказано в «Послании Президента РК Н.Назарбаева народу Казахстана», казахстанская часть автомагистрали должна быть полностью закончена в текущем 2013 году.

 

 

Справка:

 

 

Для реализации проекта определены три источника финансирования. Так, за счет республиканского бюджета в сумме 136,1 млрд тенге предусмотрена реконструкция участка  Карабутак – Иргиз – гр. Кызылординской области, северного обхода г.Актобе, проезд по г.Шымкент, выход на БАКАД, а также софинансирование участков, финансируемых за счет средств международных финансовых институтов.

Вторым источником стали внешние займы международных финансовых институтов в сумме  3,4 млрд. долларов США. Из которых, Международный банк реконструкции и развития выделит 2 125 млн. долларов США, Азиатский банк развития  – 700 млн. долларов США, Исламский банк развития– 398 млн. долларов США и  Европейский банк реконструкции и развития  – 180 млн. долларов США. Надо отметить, что для Международного банка реконструкции и развития это самый крупный займ в истории банка, выданный какой-либо стране.

В качестве третьего источника финансирования запланировано привлечение частных инвестиций на концессионной основе на сумму 266,6 млрд. тенге. На эти средства будут реконструированы участки Алматы – Хоргос и Ташкент – Шымкент – граница Жамбылской области.

Основными положительными показателями данного проекта по сравнению с существующими альтернативными коридорами (автодорожный Транссиб, морской через Суэцкий канал) является его протяженность и время нахождения в пути. Если при использовании морского коридора время нахождения в пути доходит до 45 суток, а по «Трансибу» 14 суток, то по коридору «Западная Европа – Западный Китай», от порта Ляньюньгань до границ с Европейскими государствами, время в пути составит порядка 10 суток. Проект обеспечит грузоперевозки по трем основным направлениям Китай –Казахстан, Китай – Центральная  Азия, Китай – Казахстан – Россия – Западная  Европа.

Проведенные исследования на стадии разработки ТЭО проекта показали, что к 2020 году объем грузоперевозок увеличится в 2,5 раза. Среднегодовой суммарный экономический  эффект от реализации проекта оценочно от сокращения времени пути составит 33,9 млрд.тенге,  от сокращения количества ДТП – 49,9 млн. тг., связи с ростом валового регионального продукта (ВРП) – 82,9 млрд. тг.

 

Разия Абдыкадырова

Яндекс.Метрика