Home » "Коммунист Казахстана" » ЧТО ТАКОЕ АНТАГОНИЗМ?

ЧТО ТАКОЕ АНТАГОНИЗМ?

Пришла к нам в гости одна наша знакомая. Пришло время смотреть новости по телевизору. Речь зашла о забастовках в Греции. Знакомая сказала:

– От этих забастовок одни убытки. Я читала, что независимые эксперты подсчитали, что каждый день забастовок обходится экономике в два миллиона евро. Сами себе плохо делают!     

Это заблуждение очень распространено на постсоветском пространстве. Особенно среди тех, кто сформировался в советское время. Государство тогда во многом являлось пролетарским, оно заботилось о людях и следило за тем, чтобы интересы различных групп населения были сбалансированы.

Капиталистическое же общество, в котором имеем несчастье жить теперь и мы, разделено на антагонистические классы. Это значит, что всякое явление, которое на пользу одному классу – другому во вред. Взять, к примеру, те же самые акции протеста  в Греции. Забастовки начались отнюдь не из-за того, что эгоисты (лентяи, недальновидные и т.п. – по вкусу обличителей) рабочие не понимают нужд государства, вынужденного брать кредиты, и не хотят экономить на себе. Кризис – не стихийное бедствие. Он вызван действиями ТНК, задавшихся несбыточной целью – сохранить капиталистический строй. Не знаю, сколько там, в ТНК, капиталистов из Греции, да это и неважно. Важно другое – Греция, как и все страны, вошедшие в зону евро, независима лишь формально. Фактически, это провинция объединённой Европы.

Вполне естественно, что капиталисты стремятся переложить всю тяжесть кризиса на плечи рабочих. За их счёт сохранить капитализм. Ещё более естественно, что в интересах рабочих – уничтожение капитализма и установление строя, при котором государство принадлежит им.

Что же касается убытков от забастовок, то они ни в какое сравнение не идут с теми убытками, которые были бы, если бы забастовок не было. Имеются в виду, конечно, убытки для рабочих. Тогда капиталисты в Европе вели бы себя точно так же, как в Казахстане.

Почему у нас многие этого не понимают? Казалось бы, на 20 году буржуазных горе-реформ можно бы и понять, каковы интересы пролетариата в буржуазном обществе.

Тому есть 2 причины. Во-первых, пережитки прошлого сами по себе очень живучи. Чтобы объяснить причину, приведу слова советского писателя и публициста Г. Медынского: «Эпоха рыцарства – эпоха грубой силы и крови, а человек вынес из неё и сохранил понятие рыцарства, как чести и внутреннего, духовного, а не фамильного благородства, как «рыцарского» отношения к женщине. Эпоха феодальных монархий породила пышный и вычурный придворный этикет – человек вынес из него понятие вежливости. Даже эпоха буржуазного накопления, с её нравами денежного мешка, с её принципом «деньги не пахнут», со всеми её жестокостями и преступлениями, оставила хороший след в нравственности человека: отбросив всю грязь, он отложил в душу свою правильные понятия хозяйственности и бережливости. Итак, идя своим путём, человек из всей тяжкой жизни своей брал всё лучшее, высшее, чистое, и всё это откладывалось в народной душе»

Именно с этим и связана живучесть пережитков. Пережитков в прямом смысле слова, того, что для прошлого было нормальным, а настоящему не соответствует. Вот, например, дуэли. Как бы этот типичный пережиток эпохи рыцарства дошёл до начала 20 века, если бы сама эпоха рыцарства не ассоциировалась с понятиями «чести и внутреннего, духовного, а не фамильного благородства»? Разве дожил бы в Советском Союзе такой пережиток капитализма, как уважительное отношение к богатым и презрительное  к бедным, если бы капитализм не ассоциировался с «правильными понятиями хозяйственности и бережливости»?

И чем больше человек может вынести положительного из той или иной эпохи, тем более живучи пережитки из неё. А советская эпоха оставила нам в наследство немало хорошего.

Во-вторых, иллюзия единства интересов рабочих и капиталистов у нас насаждается сверху. В официальной и провластной печати то и дело появляются статьи о т. н. «социальном партнёрстве, по телевизору если и говорят о классах, то только в духе «взаимодействия». О «социальном партнёрстве» много говорилось и из властных кабинетов и коридоров. Вся эта психическая атака буржуазии на пролетариат не была бы успешной, если бы ни опиралась на представления, сложившиеся в годы Советской власти. Вот ведь ирония истории – пережиток социализма мешает бороться за социализм!

Алеся Ясногорцева,

член Актюбинского горкома КНПК.

Яндекс.Метрика