Home » "Коммунист Казахстана", № 43//13.12.2013 » Дела образовательные

Дела образовательные

В Мажилисе Парламента РК состоялся Правительственный час, на котором перед депутатами выступил  министр образования и науки РК Аслан Саринжипов с докладом на тему: «О состоянии и приоритетных направлениях системы образования и науки в Республике Казахстан».

По информации А.Саринжипова, несмотря на очевидные достижения, образование и наука пока не являются факторами повышения конкурентоспособности страны. Так, в сфере дошкольного образования в рамках программы «Балапан» охват детей от 3 до 6 лет с опережением плана увеличился вдвое и достиг 71,5 процента. Число дошкольных организаций за три года увеличилось в 2 раза, а количество частных детсадов выросло в 1,7 раз. Однако, при этом только за  первое полугодие 2013 года количество детей, ожидающих места в детские сады также выросло на 51,9 тысяч или на 12,7 процента.  Данная проблема в большей степени характерна для крупных городов и южных регионов республики.  В сфере системы школьного образования в настоящее время в 7 698 дневных государственных школах обучается более 2,5 миллиона детей. При этом наблюдается дисбаланс в качестве образования между городской и сельской школой, где 93 процента или 191 аварийная школа, 80 процентов или 1580 школ без спортзалов расположены именно в селе. Доля учителей с высшей категорией в селе составляет 11,5 процента, что вдвое меньше чем в городе – 24,4 процента. Из 7,6 тысяч школ, 75 процентов или 5,7 тысяч в сельской местности. Из них 4,1 тысяч являются малокомплектными. Плюсом в данной сфере является то, что внедряется триединство языков в обучении. Так, министром образования и науки в конце ноября был подписан приказ по увеличению преподавания  казахского языка в школах с не казахским языком обучения. С сентября этого года с первого класса в школах начато изучение английского языка. Что касается сферы технического и профессионального образования, то в настоящее время в Казахстане действует 849 учебных заведений ТиПО с контингентом 562 тысячи человек. Обучение ведется по 181 специальностям и 476 квалификациям. При этом качество ТиПО не соответствует запросам работодателей. Сегодня рынок труда не формирует официальный заказ для ТиПО. Ежегодно около 16 тысяч молодых людей остаются без профессий, нигде не учатся и не работают, из них 8 тысяч – выпускники школ и более 8 тысяч – отчисленные из колледжей и вузов. При наличии в 2013 году 474,5 тысяч безработных и 20,3 тысяч вакансий привлечено 25,4 тысяч иностранных рабочих. За последние три года ТиПО покинуло более 7,5 тысяч преподавателей. Основная часть из них имеет высокую квалификацию и востребована на рынке труда. Ежегодно на 1 сентября потребность колледжей составляет до тысячи преподавателей. Тем временем в системе высшего образования работа МОН РК  сконцентрирована на решении системных вопросов, среди которых повышение качества образования, корректировка  диспропорции в подготовке кадров с высшим образованием и приведении к соответствию потребностям рынка труда – низкая востребованность выпускников гуманитарных вузов на фоне нехватки квалифицированных инженерных кадров, в результате выпускники вузов не могут трудоустроиться и часто работают не по специальности.  При этом стоимость обучения по гуманитарным и техническим специальностям практически одинакова и не отражает реальных затрат. В области науки в Казахстане функционируют 345 организаций, в которых работают 20,4 тысячи сотрудников. При этом, несмотря на то, что в Глобальном Индексе Конкурентоспособности Казахстан в текущем году занял 50 место среди 144 стран, по категории  «Качество научно-исследовательских организаций» страна занимает 108 место,  «Доступность ученых и инженеров» – 104 место, «Сотрудничество вузов и бизнеса в НИОКР» – 90 место, «Качество математики и естествознания» – 81 место.

Рита Климова, Астана

Яндекс.Метрика