Home » № 17//10.05.2013 » Демократия в Казахстане. Готовы ли мы к кардинальным преобразованиям?

Демократия в Казахстане. Готовы ли мы к кардинальным преобразованиям?

«…установление полного народовластия через Советы, рабочее самоуправление и другие формы прямого народовластия.»

Из программы Коммунистической народной партии Казахстана.

У. Черчилль говорил: «Демократия – ужасная форма правления, если не считать всех остальных». Демократия действительно характеризуется многими недостатками. Но при этом человечество еще не придумало более эффективную и соответствующую духу свободы форму правления. Достоинства демократии могут быть сомнительными, но пороки диктатуры общеизвестны. Демократия в значительной мере представляет собой средство решения возникающих в обществе проблем. В этом смысле главное предназначение демократии состоит в создании приемлемых для большинства людей механизмов разрешения конфликтов.

Демократическая форма правления сохраняет жизнеспособность в силу активного участия граждан в делах общества, обеспечения высокого уровня информации о состоянии общественных дел и глубокого чувства гражданской ответственности. Условия, в которых Казахстан начал осуществлять политические реформы, в своем большинстве были неблагоприятны. Напомним, что вступление страны в начале 1990-х гг. на путь системных преобразований происходило в тяжелых условиях, Страна переживала системный социально-экономический кризис, следствием которого стали спад в промышленности, гиперинфляция. Смена экономической и политической формаций привела к резкому снижению уровня жизни населения. При этом в стране присутствовали только зачатки рыночной экономики как одной из главных экономических предпосылок для осуществления политических реформ. Все это происходило на фоне усиления политизации этнического фактора, обострения межнациональных отношений. Перед политическим руководством Казахстаном встала задача создания государственности практически «с нуля».

Существовавшая ранее советская система государственного управления была полностью демонтирована. В Казахстане был введен пост Президента республики. Началось создание и институционализация центральных органов государственного управления. При этом процесс государственного строительства в первую очередь включал в себя выбор между президентской и парламентской системами правления, решение проблемы разделения ветвей власти; распределение полномочий между центральными и местными уровнями власти, то есть то, что сегодня называется децентрализацией.

В 1993 г. Казахстан приступил к поиску оптимальной модели политической системы Казахстана. К этому времени был введен принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви, впервые в истории состоялись альтернативные выборы в Парламент. Эти изменения политической системы были законодательно закреплены в первой Конституции, принятой в январе 1993 г.

Однако с течением времени становилось очевидным, что построенная в то время система власти не справлялась с непрерывно возникающими проблемами, особенно в экономике. Кроме того, в первые годы независимости возникло противоречие между курсом исполнительной власти, представленной Президентом Казахской ССР, и законодательной властью в лице Верховного Совета.

Чтобы исправить сложившуюся ситуацию вся ответственность за развитие страны легла на плечи Президента Н.А.Назарбаева. Таким образом, институт президентства в условиях постсоветской действительности оказался в роли ведущего политического института в силу объективных обстоятельств и во благо молодого независимого государства Сегодняшней реальностью в Казахстане стали политический плюрализм и многопартийность. Сформированы крупные, обладающие реальным влиянием, политические партии, повышена их роль в избирательном процессе. Приняты либеральные изменения в выборное законодательство. Сделан очень важный шаг в сторону децентрализации системы государственного управления. Наем чиновников в любой государственный орган осуществляется исключительно по конкурсу. Создается система «электронного Правительства», которая расширит доступность государственных услуг для граждан. Много сделано для создания независимой судебной системы. Учрежден институт Уполномоченного по правам человека. Страна присоединилась к международным конвенциям по правам человека. В обществе реально обеспечены равноправные отношения между всеми этническими и конфессиональными группами населения.

Важной тенденцией в развитии социально-политической системы страны становится развитие институтов гражданского общества, возрастание роли общественных объединений и НПО. В настоящее время в республике осуществляют деятельность более пяти тысяч неправительственных организаций. Принимаются меры по законодательной поддержке деятельности НПО. В рамках Гражданского форума создается новая модель партнерских отношений между «третьим сектором» и государством. Развитие неправительственного сектора способствует повышению общественной активности граждан и усилению влияния общества на качество работы государственных органов. Важная роль в общественной жизни страны отведена такому институту как Ассамблея народов Казахстана, очередное заседание которой пройдет 24 апреля 2013 года в Астане и политическим партиям. Как известно по результатам парламентских выборов 2012 года в высший законодательный орган страны были избраны представители трех ведущих политических партий: «Нур Отана», «Ак Жола» и Коммунистической Народной партии Казахстана.

Конечно же не всё так безоблачно. Так, например, казахстанские правозащитники заявили, что Национальный план действий в области прав человека в Республике Казахстан на 2009-2012 гг. выполнен только на 22,6%.

Национальный план являлся документом, формулирующим основные направления внутренней и внешней политики Казахстана в сфере прав человека. Правозащитники отметили, что за последние годы ситуация ухудшилась по 5 пунктам: право на свободу объединений, на свободу мысли, совести и религии, право на свободу мирных собраний и митингов, право на свободу слова и право на участие в управлении делами государства. Неудовлетворительная реализация Национального плана подтверждает, что политика властей Казахстана в сфере защиты прав человека во многом пока еще на местах является формальной и декларативной.

Подобного рода недостатки осознают и на самом верху государственной власти. «Естественно, Казахстан еще не является таким, как Европа, которая к этому шла сотни лет. Мы считаем, что путь Казахстана к демократии только начинается, поэтому учимся и положительно воспринимаем советы наших друзей», – сказал в одном из интервью зарубежным изданиям президент РК Нурсултан Назарбаев.

Готов ли народ Казахстана к коренным демократическим преобразованиям вроде выборности акимов непосредственно самим населением и переходу к парламентской республике? Однозначно ответить на этот вопрос нельзя, потому что необходимо принимать во внимание два фактора: во-первых политическую неграмотность подавляющего большинства населения и во-вторых влияние региональной политической, родовой, экономической элиты. На наш взгляд необходим достаточно продолжительный переходный период и демократические преобразования при всей их нужности и востребованности надо проводить дозировано, эволюционно, постепенно.

Нашей же партии отстаивающей самую прогрессивную форму демократии – народовластие безусловно следует сделать главный акцент в своей повседневной партийной работе на политическое просвещение трудящихся масс, на разоблачение грабительской сущности капиталистической системы и мнимой заботе о народе со стороны буржуазных партий.

Умирбай Калымбетов, член ЦК КНПК Уральск ЗКО

Яндекс.Метрика