Home » Депутатские запросы » Депутатский запрос

Депутатский запрос

Министру образования и науки

 Республики Казахстан

Сагадиеву Е.К.

Уважаемый Ерлан Кенжегалиевич!

deputatskij-zapros-smirnova-iПроблема инклюзивного образования актуальна во всем мире. В Казахстане это явление также не оставлено без внимания. Вместе с тем, данный вопрос требует к себе акцентированного внимания, поскольку количество детей с особыми потребностями, врожденными и приобретенными пороками, растет.

Система образования должна стремиться к включению данной категории детей в обучение в массовых детских садах и школах, колледжах и ВУЗах для уменьшения процесса сегрегации детей и адаптации их к обществу.

Развитие системы инклюзивного образования – одно из приоритетных направлений Государственной программы развития образования РК на 2011-2020 годы и Концептуальных подходов к развитию инклюзивного образования в Республике Казахстан.

В республике, по данным 2015г. 138513 детей с ограниченными возможностями в возрасте до 18 лет, что составляет 2,8% всего детского населения. В том числе детей школьного возраста 93740, и дошкольного возраста 44773. Обеспечивают доступ к образованию данной категории детей 39 специальных детских садов, 315 специальных групп дошкольного образования, 106 специальных школ и 1219 специальных классов.

Вместе с тем, родители детей с ограниченными возможностями стремятся, в соответствии с законодательством РК, международными документами в сфере  образования, предусматривающими принцип равных прав на образование для лиц с ограниченными возможностями, обеспечить обучение своих детей в школах по месту жительства для получения качественного образования и социализации учащихся в общую среду.

Для обеспечения инклюзивного образования находят разнобразные формы обучения. Такие как, семейное обучение, индивидуальный учебный план и другие. Отсутствие вышеуказанных форм приводит к тому, что дети – граждане РК вынуждены обучаться в России , др. странах по семейным формам обучения или индивидуальному учебному плану. Несколько раз в год они вместе с родителями выезжают для сдачи итоговых контрольных работ к месту учебы.

Организация обучения на дому также проблемна. В реестре заболеваний, дающих право на обучение на дому, нет многих заболеваний, которые определяются у ребенка с  особыми потребностями.

Введение форм учебного процесса – семейное образование, индивидуальный учебный план обучения дают учащимся следующие преимущества: индивидуальный гибкий учебный план, учет потребностей и возможностей ученика, вовлечение детей с ограниченными возможностями в учебный процесс в средней школе, адаптацию детей в обществе, создание активной поведенческой установки на уверенное позиционирование в обществе, умение превращать свои недостатки в достоинства, расширение социальных навыков, изменение отношения современного общества к людям с ограниченными возможностями, получение образования.

В этой связи, для реализации прав учащихся на равный доступ к образованию, считаю необходимым решить следующие ключевые вопросы:

  1. Ввести дополнительно к имеющимся семейную форму обучения и индивидуальный учебный план обучения.
  2. Обеспечить нормативно – правовую базу инклюзивного образования.
  3. Учитывать особенности детей с ограниченными возможностями здоровья в развитии при исполнении ГОСО.
  4. Обеспечить школы специально – подготовленным преподавательским составом для продвижения инклюзивного образования.
  5. Создать систему оценивания достижений учащихся с учетом их возможностей.
  6. Формировать систему тьюторства для учащихся. Такой категории сотрудников нет в штатном расписании. Инклюзия детей с нарушениями физического здоровья требует дополнительного тьюторского, педагогического и психологического сопровождения.

Ответ прошу дать письменно в установленный законодательством срок.

 С уважением,

Депутаты фракции «Народные коммунисты»                                                

И. Смирнова

В. Косарев

 Ж. Ахметбеков

 Г. Баймаханова

 А. Конуров

 Т. Сыздыков

 М. Магеррамов

 Депутаты фракции «Нұр Отан»  

К. Каракен

Ж. Омарбекова

Оглашен 15.06.2016г.

Яндекс.Метрика