Home » Депутатские запросы, Депутатские запросы Мажилиса Парламента V созыва » Депутатский запрос

Депутатский запрос

ПремьерМинистру

Республики Казахстан

Сагинтаеву Б.А.

Уважаемый Бакытжан Абдирович!

23Мы все прекрасно понимаем, что в условиях разбалансированности мировой экономической системы Правительство Казахстана предпринимает определённые попытки удержания ситуации.  Администраторы от экономики, наблюдая за состоянием и соотношением отдельных секторов национальной экономики Казахстана, их экономическим ростом или «пробуксовкой», должны оперативно и грамотно оценивать ситуацию и принимать своевременные решения. На принятие решений нужна политическая воля и ответственность. Однако многие государственные органы работают изолированно, решая только свои узкие текущие вопросы и не беря на себя ответственность даже за состояние своей отрасли, развитие которой во многом зависит от взаимодействия и консолидации общих усилий государственных органов, образующих  ПРАВИТЕЛЬСТВО страны.

Это положение можно продемонстрировать на примере законодательства по недропользованию. Именно специальное законодательство является основой, на которой закладывается дальнейшая политика государства в вопросах привлечения инвестиций в страну, администрирования сферы недропользования, развития или стагнации отрасли, налогообложение и в целом её роль в социально-экономическом развитии страны. Законодательство Казахстана о недрах и недропользовании постоянно развивается, однако действующий Закон РК «О недрах и недропользовании» 2010 г. далёк от совершенства и стал камнем преткновения для недропользователей. В связи с этим в правительстве уже два года идёт работа над Кодексом «О  недрах и недропользовании». Такая же ситуация с Налоговым кодексом. Однако МНЭ пришло в Парламент РК с очередными поправками в действующий Налоговый Кодек, необходимыми для реализации текущей налоговой политики и налогового администрирования, облегчения ситуации в банковском секторе и др. Нормы, касающиеся специальных платежей недропользователей  (за редким исключением по НДПИ на воду) остались практически нетронутыми, хотя можно было внести коррективы и  улучшить  проблемные нормы, вызывающие поток писем и обращений граждан и судебные иски. Однако у правительства один аргумент – создана рабочая группа, которая плотно работает над новым объединённым налоговым и таможенным кодексом РК. Там всё исправим.  Такую же песню уже два года поют и в МИР РК. А жизнь идёт, и нам надо будет прожить по действующему законодательству минимум год, да ещё год или два в условиях   внедрения новых норм и механизмов недропользования и налогообложения. Что будет с бизнес-средой в сырьевом секторе, особенно с малым предпринимательством, занимающимся общераспространёнными полезными ископаемыми (ОПИ), в правительстве мало кто задумывается, считая это сферой МИО власти. Однако именно ОПИ, применяемые в качестве местных строительных материалов, по сути являются настоящими драйверами индустриально-инфраструктурного развития регионов.

Нормы же действующего Налогового кодекса Республики Казахстан,  касающиеся специальных платежей недропользователей, далеки от совершенства, существенно осложняют инвестиционный климат и вызывают многочисленные и многолетние судебные разбирательства, а в целом негативную реакцию общества. Понятийная база, используемая в кодексе и взятая из специального, также далёкого от совершенства, законодательства, чрезвычайно расплывчата, специальные термины имеют множество смыслов, характеризуются неполнотой и неточностью административных процедур, нарушением логики событийного ряда и последовательности процессов.          Всё это обусловливает наличие в действующем законодательстве, в частности, в разделе 11 «Налогообложение недропользователей» Налогового кодекса множества коррупционных факторов, связанных как с имеющимися правовыми пробелами системного характера, так и с реализацией полномочий государственными органами (должностными лицами).

Мы неоднократно подавали свои конкретные предложения, дополнения и изменения, в соответствующие законопроекты, однако получали на них непрофессиональные отрицательные заключения правительства в виде отписок, что считаем недостойным уровня исполнительной власти. Нежелание отраслевиков оперативно реагировать на предложения депутатов и также оперативно вносить необходимые изменения и дополнения в действующее законодательство по результатам мониторинга чревато утратой устойчивости законотворческого процесса и обусловлено:

1) формализмом в работе многих экспертных структур при отраслевых министерствах и игнорированием конкретных предложений представителей научных и профессиональных экспертных сообществ;

2) отсутствием системного мониторинга и анализа правовых последствий отраслевого законодательства, имеющего важное социально-экономическое значение для страны;

3) отсутствием ответственности разработчика законопроекта и компетентного госоргана, регулирующего правовые отношения в данной сфере, за некачественные законы, правоприменение которых не обеспечивает прогнозируемого положительного социально-экономического эффекта и создаёт напряжённость в обществе.

Считаем, что представителей госорганов, незаинтересованных и не стремящихся к улучшению взаимопонимания и координации взаимодействия по сложным законопроектам, затрагивающим все отрасли экономики,  следует освобождать от занимаемых должностей. Только правильно расставив приоритеты и прервав порочный круг безответственности и формализма в работе государственной службы, можно надеяться на нормализацию социально-экономической ситуации в стране.

Просим разобраться по существу и ответить на следующие вопросы:

  1. Какие принципы заложены в формирование перечня ОПИ в Казахстане, соответствует ли данный перечень традиционной практике недропользования и классификации твёрдых неметаллических полезных ископаемых?
  2. Что положено в основу ставок НДПИ по ОПИ?
  3. Может ли коммерческое обнаружение появиться в «ходе разведки» или оно является всё-таки результатом разведки и утверждения запасов?
  4. Какова законность уплаты бонуса коммерческого обнаружения без оформления правового основания (дополнения к контракту) перехода с разведки на добычу полезного ископаемого на коммерческом обнаружении?

В соответствии со статьей 27 Конституционного  закона Республики Казахстан «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов» просим  дать письменный ответ в установленный законом срок.

Депутаты, члены фракции «Народные коммунисты»

Мажилиса Парламента   Республики Казахстан        

Г.А. Баймаханова

Ж.А. Ахметбеков

М.М.Магеррамов

И.В.Смирнова

А.О.Конуров

В.Б.Косарев

Т.И.Сыздыков

 оглашен 16.11. 2016 г.

Яндекс.Метрика