Home » Депутатские запросы, Депутатские запросы Мажилиса Парламента VI созыва » ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС

ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС

Министру образования и науки

Республики Казахстан

Сагадиеву Е.К.

 Уважаемый Ерлан Кенжегалиевич!

img_9794_0Наш запрос касается развития фундаментальной и прикладной науки и финансирования научно-исследовательских проектов в Республике Казахстан.

Сложившаяся за последнее десятилетие система управления и финансирования наукой ведет ее в кризисное состояние, главной причиной которого является полное недоверие Министерства образования и науки Республики Казахстан,  чиновников к казахстанскому научному сообществу, проводимым им фундаментальным и прикладным исследованиям во многих отраслях науки, где в советские времена казахстанские ученые занимали даже передовые позиции.

Перевод научно-исследовательских учреждений с базового финансирования на трехгодичное грантовое с иностранным «одобрямс» планомерно и систематически уничтожает научные кадры, не дает возможности развивать долговременные перспективные научные направления, развивает коррупцию в научной среде и способствует ее разложению.

Идеи и разработки ученых Казахстана еще не реализованные, а только поданые на конкурс с раскрытием методики реализации, отправляются зарубеж на экспертизу. Так как эти идеи не защищены авторским правом, там могут их реализовать без участия авторов. К тому же, зарубежная экспертиза хорошо оплачивается за счет бюджета страны.

Некоторые проекты, получившие высокую оценку у зарубежных экспертов, здесь не прошли по конкурсу, тогда какой смысл тратить немалые бюджетные средства, если к результатам относятся формально.

Для раскрытия основополагающих проблем развития фундаментальной и прикладной науки в Казахстане перечислим основные вопросы:

  1. Финансирование научных исследований проводится на зыбкой конкурсной основе. Выделение финансовых средств проектам с невысокими экспертными оценками и отказ в финансировании с гораздо более высокими баллами в зависимости от интересов, симпатий и антипатий членов Национального научного совета (ННС), которые решают вопросы о финансировании научных проектов, присуждения премии и т.п.
  2. Сумма выделенного финансирования по многим проектам в два-три раза меньше запрашиваемого. При этом члены ННС на собственные проекты выделяют в процентном отношении к заявленному в проекте самые высокие финансовые средства. Достаточно посмотреть, как распределено дополнительное финансирование в 2016 году по приоритету интеллектуальный потенциал страны (ИПС), где к основному финансированию члены ННС получили дополнительно пятидесяти процентное финансирование. А большей части заявок, действительно нуждающихся в дополнительных денежных средствах, отказано.
  3. При выделении как основного, так и дополнительного финансирования, не учитывается штатное расписание, средняя заработная плата по проекту. А она должна быть в соответствии со средней заработной платой в стране.
  4. При заниженном финансировании выполнение проектов по заявленному календарному плану невозможно, т.к. руководитель проекта просто не может взять часть исполнителей, а у других вынужден сокращать ставки, влючая самого себя. Однако Комитет науки требует выполнения заявленного календарного плана.
  5. Недостаточное финансирование проектов по ИПС ведет к мелкотемью, чрезмерно узкой специализации, низкой результативности и эффективности проектов. Люди, чтобы заработать на жизнь, вынуждены участвовать в нескольких проектах. Очевидно, что качество исследований, где работают одни совместители, полставочники и четверть-ставочники,  не может быть высоким. А таких проектов – большинство!
  6. Полное бесправие руководителей проектов, которые не могут оспорить результаты экспертизы, на основании которой их проекты лишают или срезают объемы финансирования. В 2015 году ННС по приоритету ИПС срезал на 10% финансирование проектов, которые имели высокие оценки. И это делалось в отношении проектов, у которых выделенная сумма финансирования была и так низкой.
  7. Проведенный в этом году мониторинг Комитета науки МОН РК проектов с низким баллом показал полную его неэффективность. Доказательства ученых о некачественной экспертизе, признанные другими экспертами, никак не повлияли на переоценку отчетов по проектам и их  финансирование, которое было урезано на 2016 год кому на 10%, а кому и на 20%.
  8. На протяжении десятилетия идет ежегодная задержка поступлений финансов в начале каждого года на три месяца, а в текущем году задержали даже на пять месяцев. Если старшее поколение, имея сбережения, выдерживает это беззаконие, то молодые специалисты, не имеющие материальной поддержки, просто вынуждены искать себе другую работу. При такой системе никакого омоложения науки быть не может.
  9. Бесперспективность и присутствующая неуверенность в завтрашнем дне ученых. Будет ли у них работа через год неизвестно, даже если у них есть трехгодичный проект. Контракт Комитет науки МОН РК заключает только на один год, а дальше все зависит от милости вышеописанной госэкспертизы.

Считаем, что сложившуюся за последнее время систему управления и финансирования науки надо кардинально менять, если, конечно Казахстану нужна наука!

На основании вышеизложенного, просим рассмотреть настоящий запрос и о результатах проинформировать письменно в установленные законом сроки.

С уважением, 

Депутаты фракции «Народные коммунисты»                                                

М. Магеррамов

Ж. Ахметбеков

Г. Баймаханова

А. Конуров

В. Косарев

И. Смирнова

Т. Сыздыков

Оглашен: 02.11.16г.

Яндекс.Метрика