Home » Депутатские запросы, Депутатские запросы Мажилиса Парламента V созыва, Депутатские запросы Мажилиса Парламента VI созыва » Депутатский запрос

Депутатский запрос

Премьер-Министру Республики Казахстан

Сагинтаеву Б. А.

Генеральному прокурору

Республики Казахстан

Асанову Ж.К.

Уважаемый Бакытжан Абдирович!

Уважаемый Жакып Кажманович!

Население страны с пониманием относится к трудностям, вызванным кризисными явлениями в мировой экономике, проявляя свойственные ему, высокий патриотизм, терпение и благоразумие, всецело поддерживает проводимые по инициативе Главы государства, реформы.

Вместе с тем, оправданное беспокойство вызывает повышение цен на основные продовольственные товары и лекарства, которые происходят, как правило, после заявлений о повышении заработной платы бюджетникам, социальных выплат и пенсии, накануне посевных и уборочных работ и в последние дни уходящего года. По этому поводу обеспокоены, несколько в другом ракурсе, и коллеги сенаторы.

По данным региональных филиалов нашей партии цены на основные виды товаров по 24 наиболее значимым наименованиям подскочили практически в 2 и больше раза. Наибольший рост в розничной торговле, наблюдается на следующие продукты – гречка, картофель, сахар, яйцо, соль, картофель, лук, огурцы, помидоры. Подорожал хлеб даже в традиционно хлебных регионах республики. Цена на говядину, конину, свинину достигала уже 1800 – 2000 тенге за килограмм. Ростом цен на лекарства и кормовую базу пытаются оправдать торговцы высокие цены на яйцо и куриное мясо.

Цена на важную составляющую потребительской корзины – соль выросла от 25 до 132,%. Меморандумы, подписанные в регионах между властями и торговыми фирмами для стабилизации цен, носят, в большинстве своём, декларативный характер.

Снижение цен в отдельных регионах на отдельные продукты питания не снимает остроту проблемы в целом.

Сведения, предоставленные официальной статистикой, не всегда гармонируют с реальностью. Рост цен превышает уровень официальной инфляции. На фоне спада покупательной способности населения, слабым утешением служит информация о среднестатистическом росте заработной платы в республике.

Низка эффективность стабилизационных фондов в сдерживании цен на продукты питания. Об этом говорилось на одном из заседаний Правительства в декабре прошлого года. Коммунальные рынки, социальные магазины и отделы, в большинстве регионов не отвечают своему назначению. Зачастую не значительное снижение цен в них сопровождается низким качеством товаров.

Рост цен на продовольственные товары стимулируется повышением тарифов на услуги естественных монополий.

Индивидуализм, алчность, стремление к сверхприбыли, присущие дикому капитализму, формируют далеко не лучшие принципы рыночных отношений, недобросовестную конкуренцию. Многочисленные непродуктивные посреднические структуры паразитируют между производителями и потребителями, криминализируют потребительский рынок, диктуя свои внутренние мафиозные правила, используют в меркантильных целях ценовой сговор. Трудно не согласиться с мнением антикоррупционного Агентства, что во многих коррупционных схемах не последнюю роль играют государственные чиновники. Эти и другие причины, нельзя рассматривать иначе, чем дискредитация усилий государства направленных на улучшение благосостояния граждан, поддержку социально уязвимых слоёв населения путём повышения пенсий, пособий, заработной платы.

В своём Послании народу Казахстана Глава государства связывает успешную реализацию 3-й модернизации страны с гармонизацией  прожиточного минимума с реальными потребительским расходами казахстанцев, недопущением «ценовых и тарифных сговоров», законодательным регулированием цен на все лекарственные средства, искоренением других «недугов», перешедших из политического безвременья 90-х годов прошлого века, а так же повышением ответственности Правительства, исполнительных органов за разработку, эффективную реализацию социально экономических программ, конечная цель которых – улучшение благосостояния населения.           

В связи с этим, мы считаем целесообразным:

  1. Разработать на правительственном уровне системные меры по наведению порядка, на рынке производства и реализации товаров, в первую очередь, включённых в перечень «продовольственной корзины» и лекарственных средств?
  2. Рассмотреть вопрос о приостановлении отмены ценового регулирования с января 2017 года на отдельные виды товаров, установлении государством предельно допустимых, пороговых цен на социально значимые продукты питания и лекарства, по опыту ряда скандинавских государств, на период кризиса в экономике.
  3. Совместно с правоохранительными органами разработать комплекс мер по ликвидации существующего ценового беспредела, не имеющего ничего общего с нормальными рыночными механизмами, декриминализации его, искоренению практики ценового сговора особенно в среде монопольных, олигархических бизнес – структур, паразитирующего слоя посредников, оказывающих серьёзное влияние на формирование цен реализации товаров и услуг, создавать условия для утверждения цивилизованных отношений в бизнес среде.
  4. Обязать исполнительные органы на местах возвратить стабилизационным фондам, социальным магазинам, торговым отделам, коммунальным рынкам первоначальную идею социальных объектов, взять на контроль своевременность, количество и качество поставляемой продукции. Рассмотреть вопрос расширения прямого доступа отечественных производителей к прилавкам на рынках и базарах.
  5. Разработать государственную программу адресной продовольственной помощи малоимущим гражданам, на период кризиса, как это ранее предлагала наша фракция, введя электронную карту покупателя для приобретения продуктов местных производителей.

Ответы на эти вопросы и правовую оценку существующей ценовой политики просим представить в письменной форме в установленные законом сроки.

Члены фракции «Народные коммунисты»:

Сыздыков Т. И.

Ахметбеков Ж. А.

Баймаханова Г. А.

Конуров А. О.

Косарев В. Б.

Магеррамов М. М.

Смирнова И. А.

Оглашен 22 февраля 2017 г.

Яндекс.Метрика