Home » Депутатские запросы, Депутатские запросы Мажилиса Парламента VI созыва, Партийная жизнь » Депутатский запрос

Депутатский запрос

Премьер-Министру

Республики Казахстан

Сагинтаеву Б.А.

Уважаемый Бакытжан Абдирович!

Глава государства на встрече с научным сообществом, сказал «о необходимости кардинального изменения подходов по развитию отечественной науки и дал конкретные поручения об усилении качества экспертизы научных проектов, избавления от плагиата».

Несмотря на тот факт, что за последние 3 года на финансирование науки выделено 100 млрд. тенге, положение дел не меняется. Вместе с тем, Министерство образования и науки РК подписало соглашение со Всемирным банком по реализации проекта «Стимулирование продуктивных инноваций», стоимостью 110 млн. долларов.

Несколько примеров распределения грантов. Так грант в размере – 230 млн. тенге присужден проекту «Бесплатный сайт по поиску врачей», несмотря на то, что одноименный сайт на портале объявлений OLX был продан всего за 3 млн. тенге.

Грант «Автоматизация учебного процесса» стоимостью в 230 млн. тенге также вызывает массу вопросов. Министерство образования уже имеет две системы автоматизации учебного процесса, это «e-learning» и «күнделік». Необходимо объяснить актуальность выбора проекта.

Другой пример, грант «Производство активированного угля и масла из фруктовых косточек». В интернете имеется точное описание одноименного проекта, реализованного в 1985 году в Узбекистане.

Грант «Разработка и организация производства органических удобрений из птичьего помета», проект стоимостью в 230 млн. тенге. Никто не заметил, что российский производитель – компания «Дозагран» осуществляет поставку на рынке оборудования вместе с одноименной технологией всего за 15 млн. тенге. Возникает вопрос присуждения гранта при наличии технологии с несопоставимой разницей в цене.

Следующий грант «Коммерциализация препарата «Ақ-көбелек». Разработка Института защиты и карантина растений, который с 2009 года активно занимается коммерческой деятельностью. При этом, данный препарат включен в госреестр и имеет товарный знак. Возникает вопрос, в выборе проекта, который и так успешно коммерциализирован. Аналогичный вопрос к следующему гранту «Инновационный биопрепарат «Мико-Ойл» для очистки почвы и воды», который выпускает компания «KazEcoSolutions», обладающая достаточными мощностями для производства биопрепарата. Препарат внесен в реестр отечественных товаров и поставщиков, и не нуждается в государственном финансировании. Следующий грант «Технология переработки солодки». При этом, никто не обратил внимание, что предприятие «СП KazMiya», активно поставляет многие годы корень солодки в розничную сеть.

Грант «Аналитическая платформа PANDORA». Имеется аналогичный действующий информационно-аналитический портал «Центр мониторинга и экспертизы рынка» Национальной палаты предпринимателей. Решение о создании такого портала было принято в марте этого же года решением НЭПК «Союз «Атамекен», по поручению Главы государства. Портал включает в себя 5 информационных баз (Центр электронной коммерции Минфина РК, Таможенная база КГД МФ РК, база горнорудной промышленности NADLoC, нефетегазовой – СПОН, а также АО ФНБ «Самрук-Казына»). В совокупности все базы содержат информацию о более 80 процентах закупок товаров и услуг (оборот) на рынке Казахстана. Вместе с тем, у самого Министерства имеется свой аналитической центр. Вопрос зачем разрабатывать параллельный портал!  

Особое внимание вызвал грант «Коммерциализация технологии выделения шерстного жира из промывных вод шерсти». Эксперты не обратили внимания, что грантополучатель этого проекта, уже ранее сделал установку и провел испытания, получив грант из Национального Инновационного фонда. Установка была дважды испытана на Таразской фабрике.

И это лишь малая часть примеров!

Согласно требованиям законодательства запрещено пропускать проекты, которые ранее финансировались за счет средств других грантов, также при наличии плагиата, фальсификации, дублирования темы или содержания объекта.

Примечательно, что результаты о полученных грантах, организациях их выигравших, закодированы, в  связи с чем, возникает серьезные вопросы к прозрачности проведенных процедур по присуждению грантов, возможности ознакомиться с их реализацией, внедрением, использованием и распространением в практике.          

Счетным комитетом в 2015 году, были выявлены нарушения на общую сумму 51 млрд. тенге, или 94 процента, выделенных на финансирование отечественной науки за 2012-2015 годы.

Таким образом, непрозрачность выделения научных грантов приводит к откровенному, мягко говоря, не рациональному использованию бюджетных средств и отсутствию качественных научных работ.

Считаем, что данный вопрос требует тщательного рассмотрения. В связи с чем, просим Вас:

  1. Предоставить план мероприятий в соответствии с поручениями Президента, в том числе конкретно по выделению грантов в будущем.
  2. Предоставить сведения о мерах, принятых по результатам проверки Счетного комитета.
  3. Предоставить результаты реализаций, внедрений и использования в практике всех полученных грантов, в том числе выделенных за счет займов Всемирного банка за период 2015-2016 гг.
  4. Обеспечить участие независимого общественного контроля за распределением грантов, с освещением в средствах массовой информации.           

Ответ просим дать письменно в установленный законодательством срок.

С уважением,

Депутаты фракции «Народные коммунисты»                                                   

И. Смирнова

Ж. Ахметбеков

Г. Баймаханова

А. Конуров

М. Магеррамов

Т. Сыздыков

 Оглашен 01.03.2017г.

Яндекс.Метрика