Home » Депутатские запросы, Партийная жизнь » Депутатский запрос

Депутатский запрос

Министру здравоохранения

Республики Казахстан

г-ну Биртанову Е.А.

 Уважаемый Елжан Амантаевич!

В своем Послании «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» Главы Государства ясно сформулировал поручение Правительству обеспечить доступность и качество лекарственных средств для граждан республики, проработать механизм регулирования цен на них. Реализацию его следует рассматривать, как важную составляющую процесса модернизации общественного сознания, направленного на искоренение коррупции, укрепление нравственных начал в рыночных отношениях в здравоохранении в целом, и в лекарственном бизнесе в частности, поддержание высокого уровня здоровья и качества жизни граждан, повышение доверия между властью и населением. Очередной раз он обратил на это внимание министерства здравоохранения и парламентариев в своей речи при открытии нынешней сессии.

 Стиль работы министерства под Вашим руководством, открытый диалог с институтами гражданского общества, частые выступления в СМИ, вызывают доверие, но они, к сожалению, не находит должного распространения в областях, районах, территориях сельских округов.

Информации с мест и результаты изучения данного вопроса во время поездки по регионам, свидетельствуют о том, что большая часть населения, особенно в сельской местности, с осторожным оптимизмом относятся к обещаниям государственных органов решить эту проблему. Вспоминают, что немало добрых инициатив и начинаний по вине чиновников, их недостаточной компетентности, а порой незаинтересованности, превращались в кампанейщину и, медленно сводились на нет.

Не везде в регионах устранены немыслимые очереди за бесплатными лекарствами, (Караганда), лечебным учреждениям выделяются средства из бюджета на лекарства намного ниже фактической потребности, что серьезно влияет на качество лечебно-профилактической работы.

 Цены в аптеках остаются высокими. Логика формирования их не понятна широкой общественности. Нередки случаи, когда разница в стоимости одних и тех же лекарственных средств в разных фармучреждениях составляют от 100 до 300 и более процентов. Инициатива по формированию цен остаётся за спекулятивным капиталом, цель которых – получение максимальной прибыли. Приведу лишь несколько примеров, которые, увы, не являются исключением. Упаковку с одной капсулой 150 мг «Флуканазола» в разных аптеках можно приобрести по цене от 250 до 2000 тенге (Орен Фарм). Глазные капли «Битоптик», необходимые чуть ли каждому второму казахстанцу, колеблются от 1250 до 1970 тенге, «Кондекор» (08) от 1750 до 2200 и выше. «Бронхомуил» – от 3450 до 4140 тенге. И это при наличии единого дистрибьютора в лице ТОО «СК Фармация».

Аргументов у фармацевтов не мало. Один из них – это различие в эффективности действия лекарств, преимущественно импортных. Логично. Но налогоплательщики вправе спросить: – кто заинтересован в выбросе на рынок страны низкоэффективных лекарственных средств, по существу, «пустышек»? А ведь на это тратится немало и бюджетных средств. Что на это может ответить департамент специализированной экспертизы, который утверждает, что каждый препарат перед внедрением на рынок республики проходит мониторинг, тестирование на эффективность, безопасность и качество.

По статистике, за 7 месяцев текущего года предприятия фармпромышленности произвели продукции в физическом выражении на 30% больше, чем в прошлом году. Цифра впечатляет, но существенное влияние на рынок медикаментов и в количественном, и качественном отношений, а также на ценообразование не оказывает. Сокращение импорта медикаментов, по мнению аналитиков обусловлено не столько активностью местных фармпроизводителей, сколько резким падением внутреннего потребления лекарств и препаратов в республике из-за роста цен последних. За 5 лет реализация витаминов и провитаминов в стране упало в 6 раз, антибиотиков-на 31%. Качественное лекарственное обеспечение по-прежнему остаётся недоступным для большинства казахстанцев, которые вынуждены экономить на покупке медикаментов. На фоне этого расцветает шарлатанство, сопровождающееся широкой и бесконтрольной рекламой «панацей» от всех болезней в сетях интернета.

Серьёзные коррупционные схемы, выявленные в структурах СК «Фармация» и министерства здравоохранения, к сожалению, не оказали должного влияния на скорость реализации поручений Президента. По инерции, сложившаяся порочная система продолжает работать в привычном режиме.

Информация общего характера о разработке Комитетом формации модели по регулированию цен на лекарства, в отсутствии глубокой разъяснительной работы, не представляет большого интереса для граждан.

Фракция «народные коммунисты» считает, что выполнение поручения Главы государства, по непонятным причинам затягивается. Продолжающийся рост цен на лекарства и отсутствие должной разъяснительной работы со стороны медицинских структур вызывает недовольство наших сограждан, особенно пенсионеров, инвалидов и других социально уязвимых слоёв нашего общества.

В связи с этим, мы просим Вас представить принятый вами документ, раскрывающий механизм реализации поручения Президента страны по государственному регулированию цен на лекарственные средства, обеспечения качества и доступности их для большинства казахстанцев, с указанием конкретных сроков и персонально ответственных за организацию исполнения, для использования депутатами в разъяснительной работе с населением, а также для контроля над её реализацией.

С уважением,

депутаты фракции «Народные коммунисты» 

Т.Сыздыков

В. Косарев

Ж. Ахметбеков

Г. Баймаханова

А. Конуров

М. Магеррамов

И. Смирнова

Оглашен 13.09.2017 г. 

Яндекс.Метрика