Home » Депутатские запросы Мажилиса Парламента V созыва, Партийная жизнь » Депутатский запрос

Депутатский запрос

Премьер-Министру

 

Республики Казахстан

 

Масимову К.К.

 

Уважаемый Карим Кажимканович!

 

За период реализации  программы  «С дипломом в село» оказано мер социальной поддержки в виде подъемного  пособия 1755 специалистам   на  177 млн. тенге.    На 2014 год выделено финансирование в сумме 107 млн. тенге для 388 специалистов. Кредитов всего выдано за период с 2010 по 2013 годов 612 специалистам на 1 млрд.44 млн. тенге.       На 2014 год предусмо-трено финансирование в сумме 594 млн. тенге 214 специалистам или увеличено  по сравнению с 2013 годом почти на 2,8 раза.

 

Проект «С дипломом в село» на сегодня продолжается и будет продолжен в последующие годы, однако имеются проблемы, которые отрицательно сказываются на реализации программы.

 

Первое. Согласно Постановления Правительства от 18 февраля 2009 года «Об утверждении размеров и Правил предоставления мер социальной поддержки специалистам здравоохранения, образования, социального обеспечения, культуры, спорта и ветеринарии, прибывшим для работы и проживания в сельские населенные пункты», меры социальной поддержки предоставляются специалистам, подтвердившим факт прибытия в сельский населенный пункт, путем предъявления копии книги регистрации граждан (домовой книги) или справки, подтверждающей проживание в данном населенном пункте. Требование предоставления других документов, не предусмотренных Правилами не допускается.

 

Однако, на практике наблюдаются ситуации, когда после получения диплома об окончании учебного заведения в городе, специалист возвращается и устраивается на работу в родное село, где фактически всегда проживал (при заочной форме обучения) и прописан (или был ранее прописан) у своих родителей. Тем самым жилье специалист приобретает у родителей, он же продолжает совместно проживать с ними, а полученные средства расходуются в личных целях. Также встречаются ситуации, когда специалист неоднократно заводит новые трудовые книжки, проживая в одном районе, выписываются с одного адреса и прописываются по другому адресу. По прошествии определенного времени выясняется, что данный специалист никуда не выезжал и работал в другой организации.

 

По таким нарушениям рассматриваются вопросы о возврате социальной выплаты, в том числе и в судебном порядке. При проверках фискальных органов оговаривается неэффективное использование бюджетных средств.

 

Таким образом, без дополнительных документов (например: справки о форме обучения, сведений о предыдущей прописке от органов внутренних дел, затрудняется возможность определения достоверности предоставляемых документов.

 

Поэтому с целью исключения предпосылок возникновения нарушений, определяя законность и правомочность тех или иных действий сторон по предоставлению бюджетного кредита и его залоговому обеспечению вносим предложение по изменению Правил в части предоставления копии документа от органов внутренних дел, подтверждающего факт прибытия из города или иного населенного пункта специалиста. Данный документ будет также использован и запротоколирован в качестве аргумента в ходе принятия решения постоянно действующей комиссией.

 

Второе. Средства, выделяемые из республиканского бюджета для реализации мер социальной поддержки имеют целевое назначение, предусматривающее привлечение специалистов в сельские населенные пункты района извне. Для иных целей, закрепление местных кадров- специалистов либо их стимулирование данные бюджетные средства не предусмотрены. В связи с этим, также вносим предложение по предоставлению мер социальной поддержки только специалистам, прибывшим за последний год с момента подачи ими заявления, либо ввести возрастные ограничения и предоставлять только молодым специалистам (данная условие необходимо также и для учета срока исполнения обязательств соглашения специалистом по предельному сроку работы до выхода на заслуженный отдых, т.к кредит предоставляется сроком на 15 лет).

 

Третье. Одним из главных условий получения льготного бюджетного кредита является обязательство отработать не менее 5 лет в сельском населенном пункте. В случае невыполнения данного обязательства специалист, согласно подписанного соглашения, обязан возвратить бюджетные средства в полном объеме.

 

Кроме этого, согласно ст.192 Бюджетного кодекса заемщики бюджетного кредита имеют право на досрочное погашение кредита по согласованию с кредитором или Поверенным (агентом).

Однако, механизм финансовых процедур при досрочном погашении (порядок и сроки погашения) Бюджетным кодексом, Правилами исполнения бюджета и его кассового обслуживания, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан №220 от 26 февраля 2009 года, заключенными кредитными договорами, не предусмотрен.

 

В связи с этим, необходимо ввести нормы по механизму финансовых процедур возврата бюджетных кредитов от специалистов, нарушивших условия договора в республиканский бюджет или возможность повторного их использования.

 

Четвертое. Специалист, получив подъемное пособие и/или бюджетный кредит, не проработав пять лет, согласно взятым на себя обязательством, без уведомления рабочего органа комиссии увольняется с работы (по инициативе работодателя; сокращения штата работников; по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон и других.), при этом затрудняется своевременный возврат полученных ими бюджетных средств.

 

С целью оказания содействия в успешной реализации проекта «С дипломом – в село!» необходимо повысить ответственность работодателей, путем заключения меморандумов со специалистами, получившие меры социальной поддержки.

 

Пятое. Согласно постановлению Правительства Республики Казахстан от 28 июня 2012 года № 869 «О внесении изменений в некоторые решения Правительства Республики Казахстан» меры социальной поддержки в виде подъемных пособий и бюджетных кредитов стали доступны специалистам ветеринарии, а также, стало возможным получение бюджетных кредитов на строительство жилья. Однако, в случае выделения бюджетного кредита на строительство жилья предполагается участие в обязательном порядке строительной организации-подрядчика. Поэтому введение правовой нормы по механизму оформления и выдачи кредита, сроку строительства является в данном случае необходимостью.

 

Необходимо также в случае оформления кредита под индивидуальное жилищное строительство пересмотреть перечень документов, предоставляемый специалистом.

 

Просим рассмотреть данный запрос и ответить в установленном законодательством порядке.

 

С уважением, депутаты – члены

 

Фракции «Народные коммунисты»

 

Мажилиса Парламента Республики Казахстан

 

Ж.Ахметбеков

 

 А.Конуров

 

 Г.Баймаханова

 

 Т.Кенжин

 

 В.Косарев

 

 Т.Омурзаков

 

 Б.Сорокин

 

Оглашен 21.05.2014 г.

Яндекс.Метрика