Home » Депутатские запросы Мажилиса Парламента V созыва, Партийная жизнь » Депутатский запрос

Депутатский запрос

Премьер-Министру

Республики Казахстан

Масимову К.К.

 Уважаемый Карим Кажимканович!

С началом учебного года, в системе образования обнажаются насущные проблемы, повторяющиеся из года в год. Это и бесконечные поборы в школах на ремонт, обустройство классов и нескончаемые очереди за учебниками и школьной формой, и аварийное состояние многих государственных школ.

По данным Министерства образования и науки на покупку учебников в этом году было выделено примерно 8,3 млрд. тенге. Думаем, это не соответствует действительности. Проведенный анализ показывает, что многие родители покупают книги за свой счет. Наблюдался ажиотаж и дефицит учебников во многих регионах. Коммунистическая Народная партия Казахстана считает, что это происходит из-за отсутствия должного планирования как в министерстве образования и науки, так и в областных департаментах образования. Нет четкой стратегии обеспечения школьников необходимым учебным материалом и прозрачности в закупках.

Не ясна ситуация с бесплатным горячим питанием в школах. Министр образования и науки А.Саринжипов обещал, что 2 млн. школьников будут охвачены бесплатным горячим питанием в школах. И официальные данные Министерства образования и науки это подтверждают. Но, они разнятся с реальными цифрами. Проведенный анализ показал, что во многих казахстанских школах, вместо обещанного бесплатного питания родители школьников вынуждены платить от 150 тенге и более, за обед в школе. Так, например, в Восточно-Казахстанской области, в г. Усть-Каменогорске, горячее питание за счет государства получают дети из малоимущих семей и сироты. Хотя по данным все того же МОН, 100% учеников охвачены бесплатным горячим питанием. А в г.Алматы, по данным МОН питанием обеспечены 175 283 ученика, хотя всего в городе 171 576 учеников.

Остается острой проблема аварийности школ. Не мало школ  нуждаются в текущем ремонте, не говоря уже о капитальном. Но денег, выделяемых ежегодно на эти цели, едва хватают лишь на косметический ремонт. Причем, ремонт производится в коридорах, рекреациях, актовых залах. Зачастую ремонт классов ложится на плечи педагогов, которые, в свою очередь, вынуждены собирать деньги на ремонт с родительских комитетов.

Родительские комитеты, это отдельная тема, требующая пристального внимания. Сама практика добровольной помощи родителей нами приветствуется. Но деятельность родительских комитетов должна быть в рамках  образовательного (обучающего) процесса, его качества, а не на решение хозяйственно-бытовых проблем школы или отдельно взятого класса. Нынешняя бюрократическая система образования подталкивает и вынуждает учителей к добровольно-принудительной «помощи» родителей.

Собрать ребенка в школу тоже не дешевое удовольствие. В среднем в этом году собрать ребенка в школу семейному бюджету обошлось минимум 40 000-50 000 тенге. Это при том что, во многих регионах реальная зарплата составляет 60 000 – 80 000 тенге. Есть семьи, которым для того чтобы купить ребенку все необходимое к школе, пришлось брать кредит, так как собственных средств не хватает.

Остро стоит проблема авторитета учителя в школах. Многие школьники не воспринимают учителя как наставника и педагога, относятся к нему, как к сверстнику, позволяя в отношении учителя грубость, хамство, а иногда и рукоприкладство. Так же в отношении учителей поступают и некоторые родители, не лестно отзываясь о педагогах, иногда даже в присутствии детей. Такое отношение не только подвергает сомнению авторитет учителя, но и ставит под угрозу сам учебный процесс. Бесконечные отчеты, переаттестации, оформление кабинетов, все это отвлекает от основной цели учителя – давать знания.

Чтобы изменить сложившуюся ситуацию в системе образования, Коммунистическая Народная партия Казахстана предлагает следующие меры:

  1. Провести анализ потребности казахстанских школ в учебниках. Создать условия для своевременного и полного обеспечения всех школьников бесплатными учебниками. Ежеквартально отслеживать потребность в учебниках. Сделать процедуру закупа учебников прозрачной. Ввести обязательную отчетность МОН в СМИ о затратах на покупку учебников.
  2. Законодательно закрепить норму об обязательном бесплатном горячем питании учеников 0-4 классов.
  3. Регламентировать деятельность родительских комитетов. Прописать основные функции комитетов.
  4. Выделять родителям субсидии на покупку школьной формы и специальных учебных материалов. Субсидии могут быть выражены в виде госзаказа на изготовление школьной формы с последующей перепродажей по более низкой цене.
  5. Разработать и ввести «Этику поведения учителей и родителей», где прописать основные правила, регламентирующие взаимоотношения учителей и родителей, а также способы разрешения конфликтов.

Просим рассмотреть и дать ответ в установленном законодательством порядке.

 С уважением, члены фракции

«Народные коммунисты» Мажилиса Парламента Республики Казахстан

Ж.Ахметбеков

 Г.Баймаханова

 Т.Кенжин

 В.Косарев

 А.Конуров

 Т.Омурзаков

Б.Сорокин

Яндекс.Метрика