Home » Партийная жизнь, Северо-Казахстанский обком » Детские сады: прошлое и настоящее

Детские сады: прошлое и настоящее

Рыночные отношения вихрем пронеслись над социально-экономической и системой стран бывшего Советского союза и перевернули ее с ног на голову.

Материальные ценности стали доминирующими, породили у народа потребительское отношение ко всему: к труду, к образованию, воспитанию, к взаимоотношениям между людьми. При таком подходе духовные ценности были просто отброшены на второй план. Стерся тот внутренний стержень, который был у советского человека развит с самого детства. Ведь в советское время задача воспитания человека состояла в том, чтобы обеспечить, начиная с самого раннего возраста гармоническое развитие физических и духовных сил детей, удовлетворить потребность населения в учреждениях общественного воспитания для дошкольников. При этом особое внимание уделялось развитию детских дошкольных учреждений на селе. Семейное воспитание органически сочеталось с общественным.

Но старая, добрая система воспитания была разрушена в угоду меркантильных личностей, добравшихся до капитала. Начальное звено в воспитании – детские сады, построенные в Союзе предприятиями и организациями, перешли в частные руки. И началось преобразование – сотни садиков превратились в комплексы развлечений и отдыха, в офисы и другие здания, которые сейчас являют собой образ новой жизни.

В настоящее время в Казахстане вопрос о детских садах стоит очень остро – и он даже не в выборе родителей, которые хотят найти лучший детский сад, а в простом устройстве своего ребенка в это воспитательное учреждение. Конечно, некоторые садики остались, некоторые вернулись в пользование детей, построены новые. Но этого количества по-прежнему не хватает. В этом плане очередь в государственные садики – одна из первостепенных проблем. Встать в очередь можно, но дойдет ли она до тебя – большой вопрос. Из-за бюрократических проволочек люди очень часто не дожидаются своей очереди, а когда дождутся, в детском саду нет особой необходимости – ребенок уже пошел в школу.

Для решения проблемы действующая власть создала мини-центры, закрепленные за школами. Места в них даются бесплатно, что очень хорошо. В мини-центрах уютно и комфортно. Но они слишком малы. В Петропавловске, в среднем, школьный мини-центр предоставляет около 50 мест. Однако на микроучасток школы приходится примерно 250 детей. Цифры здесь говорят сами за себя. Родители должны снова искать выходы из сложившейся ситуации.

Частные садики вроде бы приходят на помощь родителям. Но и здесь есть свои проблемы. Частник есть частник – ему важно получить прибыль от своего учреждения. Поэтому цены за место начинают «кусаться». Так, в Астане цены действительно столичные: от 35 до 70 тысяч тенге. В Алматы еще выше – 55-70 тысяч. В нашем Петропавловске цены меньше – от 18 до 21 тысячи тенге, но здесь нужно учитывать, что зарплата в северном регионе является одной из самых низких в стране, и оплата сказывается на материальном положении родителей существенно. Плюс ко всему от родителей требуют денег на фонд группы для развивающего обучения ребенка. Таким образом, частный садик – дорогое удовольствие, которое не каждому по карману.

Если же родители нашли средства, и ребенок получил место, то вскрывается другие проблемы. На поверхности – низкий уровень профессионализма воспитателей. Это связано с тем, что предприниматель экономит на своих подопечных, выплачивая им минимальные суммы. Отсюда – слабая отдача воспитателей в работе с детьми. В результате, встречаются случаи, когда воспитатели применяют рукоприкладство и нецензурную речь как средства воспитания. Но здесь нет ничего нового и удивительного, ведь труд должен хорошо оплачиваться, иначе такие случаи будут продолжаться.

Однако при всех имеющихся проблемах дети-то все равно должны где-то воспитываться. Поэтому в большинстве случаев родителей и детей выручают родные бабушки и дедушки, которые и занимаются воспитанием и обучением, конечно, не на профессиональном уровне, но хоть как-то помогают.

Отталкиваясь от изложенных выше фактов, коммунисты-народники видят решение проблемы в следующем: необходимо перенять советский опыт – вернуть подведомственную систему детских садов, при которой крупные городские организации в своем, отдельно взятом районе создадут детские сады. Входить в них будут дети одного района. Такой подход, на наш взгляд, существенно увеличит количество организаций дошкольного образования.

Но примет ли это к сведению власть или не примет – неизвестно. Остается надеяться, что хоть какое-то решение по данному вопросу будет принято.

Павел Рощупкин

Пресс-служба СКО КНПК

Яндекс.Метрика