Home » "Коммунист Казахстана" » Душевный разговор

Душевный разговор

В Казахстане к 2015 году на всех уровнях образования будет введен механизм подушевого финансирования. В первую очередь реформа коснется среднего звена системы образования. К 1 сентября будут выбраны школы в нескольких регионах Казахстана для внедрения новой системы финансирования, при которой школам будут выделяться средства в зависимости от количества учащихся, а школа приобретет самостоятельность в планировании расходов.

 

Необходимость подобного реформирования вызвана рядом причин. Исследование, проведенное ЮНИСЕФ совместно с Институтом бюджетных решений, показало, что казахстанские школы финансируют в равной мере, независимо от количества учащихся и преподавателей, региона. При этом в каждой области абсолютно разные затраты на коммунальные расходы, на ремонт и содержание зданий и т.д. В разных регионах страны даже уровень зарплат разный. При этом существуют различные подходы к расчету нормативов подушевого финансирования в разных странах. В идеальной модели государство устанавливает требования к качеству (материально-техническое и кадровое обеспечение) и результатам образовательного процесса. Выполнение этих требований при предоставлении образовательной услуги требует определенных финансовых затрат. Производится калькуляция этих затрат. Полученная сумма делится на число потребителей услуги на уровне школы, муниципалитета, образовательного округа или другой административно-территориальной единицы. Эта величина и является нормативом подушевого финансирования.

Кроме того, на базе действующей системы оценки качества образования будут выявлены те школы, ученики которых показывают лучшие результаты – на уровне района, области, республики. Эти школы дополнительно к бюджету, рассчитанному по нормативам, получат грант. Вознаграждение будет использовано на усмотрение руководства школы при участии органов самоуправления: выдать премии учителям и директору, улучшить материальную базу, нанять дополнительных работников.

Бюджет школы на 85 процентов будет определяться числом учеников. При этом на обучение детей с ограниченными возможностями будет выделяться больше финансов, чем для обычных детей.

Стоит отметить, что данная система финансирования не будет поощрять завышенную наполняемость классов, а, наоборот, призвана создать финансовые стимулы для дробления больших классов. Вместе с тем разрабатывается специальная система финансирования малокомплектных школ. Доля таких школ в республике составляет примерно 54 процента. При этом в них обучаются порядка 16 процентов школьников.

Эксперты прогнозируют, что в школах с нормальной наполняемостью затраты будут зависеть от числа учеников, тогда как в малокомплектных школах затраты будут зависеть не от числа детей, а от числа классов.

Однако во всей этой системе есть два явно спорных момента. Во-первых, стараясь увеличить бюджет школы, директора могут пойти по пути наименьшего сопротивления и записывать в ряды учащихся «мертвые души», как это случилось в России во время внедрения системы в 1998 году.

Во-вторых, в погоне за престижем, школы будут пытаться избавиться от учащихся с низкой успеваемостью и девиантным поведением.

В то же время данная система призвана обеспечить прозрачность всех денежных потоков в образовательной сфере. Ученик будет сам выбирать школу: если его устраивает то, как учитель преподает, если он чувствует, что его знания крепнут, если в школе созданы все условия для получения знаний, если к нему относятся как к личности, то «переманить» ученика в другую школу будет очень трудно.

Рита Климова для КК

Яндекс.Метрика