Home » "Коммунист Казахстана" » Экономический передел страны

Экономический передел страны

Для продуктивного развития казахстанской экономики регионы необходимо «посадить» на самоокупаемость

Казахстанская нефть – счастье и проклятье казахстанской экономики. С одной стороны – она не дает ей провалиться в пропасть безденежья, с другой – полностью отбивает желание развивать вненефтяные отрасли. Доказательством этому является тот факт, что власти чрезмерно долго твердят о необходимости «перестройки», «модернизации», «индустриализации», вкладывают в это миллиарды все тех же нефтедолларов. А видимого результата – пшик.

Взять, к примеру, малые города страны. 20 лет власти не могут придумать, как сделать так, чтобы десятки населенных пунктов страны перестали быть призраками.

Хотя в свое время были отличные идеи насчет кластеров. Например, рекламировавшийся в свое время рыбно-рисовый кластер: выращивают рис, в этих же озерцах – ловят рыбу. По соседству  все перерабатывают. И рабочие места, и налоги. Эту же кластерную систему для пользы бюджета и общества можно применить в малых городах. Например, в каждом мало-мальском городе существует ТЭЦ. И на ремонт и модернизацию каждой (точнее, поддержание более или менее работоспособного состояния) местные бюджеты ежегодно инвестируют миллионы тенге. Хотя, если применить грамотный рыночный подход, можно вложить средства один раз и затем «собирать урожай».

В мире много примеров того, когда частный инвестор приходит на объекты а-ля ТЭЦ, модернизирует их и начинает выстраивать вокруг предприятия, получающие дешевую энергию (тепло) и приносящие хороший доход. Например, зола, получаемая при сгорании угля, имеет очень большой потенциал в строительной отрасли. Вяжущее зольное, выделенное из буроугольной золы почти идеально подходит для производства всего спектра легких и особо легких бетонов: пенобетоны, газобетоны. Единственным минусом зольного вяжущего является наличие свободного кальция, который служит миной замедленного действия. То есть опять же требуется производство для его удаления, дабы не получить саморазрушающиеся строительные материалы. Также в буроугольной золе содержится магнетит до 3-5%, применяемый в качестве наполнителя для особо тяжелых бетонов, либо как сырье для металлургии. Оставшиеся из бурогольной золы продукты имеют ценность песка. Бурый уголь с успехом используется в качестве топлива для коммунальных котельных и ТЭЦ, причем сортовой бурый уголь используют также для коммунально-бытовых нужд населения. При этом стоимость бурого угля намного ниже, чем каменного.

Вокруг ТЭЦ можно строить теплицы, продукция которых будет востребована не только в малых городах, но и в мегаполисах. Разумеется, при грамотном региональном распределении конъюнктуры (например, в Степногорске выращивают для Астаны огурцы и помидоры, в Аркалыке – перец и баклажаны). Причем делать это необходимо не командно-силовым методом, а все тем же рыночным – бизнесмены сами знают, что и когда им выгодно выращивать. Главное – создать условия.

Безусловно, первоначальное преобразование ТЭЦ в некий центр кластера требует капитальных вложений. Причем, не местных бюджетов, а того же центра. Но лучше, как говорится, один раз потратить миллиард на новое дело, чем десять раз по миллиону на латание дыр. Сегодня же почти в каждую область Казахстана из республиканского бюджета ежегодно поступают трансферты на массу местных проектов. Распыляясь по мелочи, средств, фактически, не остается на глобальные переделки (как, например, ту же реконструкцию ТЭЦ). При этом у местных властей, привыкших к подобным «подачкам» из центра, пропадает малейший стимул для развития собственного малого и среднего бизнеса, являющегося главным донором для любого бюджета. Хотя, если подходить к экономике грамотно, деньги республиканского бюджета должны расходоваться только на бюджетную сферу (заработную плату учителей, врачей и пенсии) и глобальные общестрановые проекты (например, строительство дорог республиканского значения, крупных заводов и фабрик, железных дорог и т.п.). Все остальное регионы должны обеспечить себе сами.

Безусловно, такой подход требует расширения самостоятельности местной власти.

Сегодня в Казахстане нацелились на переформатирование системы местного самоуправления. Астана всячески пытается стимулировать регионы на самостоятельный поиск инвесторов для тех же средних проектов. Однако акиматы пока лишены прав на создание тех же специальных проектных компаний под концессионные и другие проекты по схемам государственно-частного партнерства, по которым можно было бы реализовывать такие крупные проекты, как та же реконструкция ТЭЦ или модернизация сетей водоснабжения. Принятие решения полностью зависит от столичных коридоров.

Насколько будет эффективной разрабатываемая сегодня программа развития малых городов, покажет время. Но без желания местных властей развивать экономику собственного региона толку не будет. А желание это может появиться только тогда, когда глава региона встанет перед необходимостью самостоятельно «зарабатывать своей области на жизнь». То есть при отказе от практики субсидирования из Астаны на латание дыр.

Мирон Алимов

Астана

Яндекс.Метрика