Home » Аналитика » Экономическое наследие Карима Масимова

Экономическое наследие Карима Масимова

Новое правительство с премьер-министром Сериком Ахметовым уже вовсю работает. Но пока мало кто заметил смену главы кабмина. Стиль нисколько не поменялся, все так же правительство решает вопросы в режиме пожаротушения: от уборки урожая до подготовки котельных к зиме.
Впрочем, по замыслу властей, никаких особых перемен население и не должно было ощутить. Главным принципом объявлена преемственность. Вот только следует ли кабмину во главе с Сериком Ахметовым держаться того же курса, что и кабмину во главе с Каримом Масимовым? Для этого нужно понять, каких результатов социальная и экономическая сфера страны достигли с 2007 года, когда премьером был назначен Масимов.
Итак, начнем с главной отрасли-кормилицы – нефтегазовой. Основным достижением является существенный рост влияния государства. Казахстану удалось увеличить свою долю в проекте Кашаган и приобрести долю в проекте Карачаганак. Эти стратегические месторождения будут определять судьбу отрасли в будущем. Также государство вернуло доли в других нефтедобывающих компаниях, в том числе в такой крупной, как «Мангистаумунайгаз».
Государство взяло под контроль все три ведущих нефтеперерабатывающих завода. Новое законодательство дало властям возможности диктовать иностранным компаниям условия, в том числе по приему на работу казахстанских кадров и использованию казахстанских товаров. Наконец, Казахстан, который ранее мог поставлять на внешние рынки нефть и газ по трубопроводам только через Россию, запустил новые экспортные маршруты – в Китай.
Все эти успехи очевидны. Однако за них пришлось заплатить немалой ценой. Чтобы увеличить свою долю в месторождениях, госкомпаниям пришлось залезть в огромные долги. А выдавливая западные корпорации, пришлось пойти на то, чтобы резко увеличить присутствие китайского капитала. Национализация нефтеперерабатывающих заводов так и не привела к решению проблем с количеством и качеством топлива.
В погоне за увеличением казахстанского содержания и контроля за иностранцами мы позабыли про то, нужно улучшать управление в отечественных компаниях. В итоге пришли к падению эффективности производства и многочисленным социальным конфликтам. Нефтянка, несмотря на самые высокие зарплаты, стала наиболее социально уязвимой отраслью. Причем самые острые акции протеста произошли именно в компаниях с государственным участием.
Посмотрим теперь на обрабатывающую промышленность. Правительством Масимова с самого начала она объявлялась приоритетом. Запущена грандиозная программа индустриально-инновационного развития. Тем не менее, пока никаких изменений в структуре экономики не произошло. Зависимость от экспорта сырья, напротив только усилилась. Больше о промышленности сказать, собственно, и нечего. Ведь запуск небольших сборочных производств автомобилей и даже самолетов вряд ли можно считать серьезным результатом.
В сельском хозяйстве был взят курс на то, чтобы возродить животноводство, сделав его экспортной отраслью, развивать крупные автоматизированные хозяйства, а также снизить зависимость от зерна, отдав больше площадей под другие культуры. Пока эти цели не достигнуты. Животноводство по-прежнему не может обеспечить внутренний рынок, не говоря уже о внешних поставках. При этом оно все так же держится на подсобных хозяйствах, которые кормят страну мясом безо всякой поддержки со стороны государства.
Сохранилась полной зависимость аграрной отрасли от зернового производства. Когда в стране хороший урожай пшеницы, то сельское хозяйство в плюсе. Вместе с тем, обеспечить хорошие условия для хранения, транспортировки и сбыта этого урожая за все годы так и не удалось.
Не увенчались успехом структурные реформы в аграрной сфере. Курс на укрупнение хозяйств не привел к повышению их эффективности. Наоборот, доминирование крупного капитала задавило конкуренцию и законсервировало управленческую и технологическую отсталость.
Финансовая сфера из предмета гордости и локомотива превратилась в слабое звено. Главным достижением команды Карима Масимова считается спасение отечественной банковской системы в период глобального финансового кризиса. Ни один банк не лопнул, вкладчики не пострадали. Между тем, работоспособность финансовой системы не восстановилась до сих пор. Самостоятельно кредитовать предприятия и население на приемлемых условиях банки не могут. Поэтому государство вынуждено продолжать финансовую поддержку. Да и сама операция по спасению крупнейших банков до сих пор, по сути, не завершена. Лишь когда удастся разобраться с долгами БТА, можно будет говорить о какой-то стабилизации.
На потребительском рынке минувшие шесть лет правительство вело нескончаемую войну со скачками цен на отдельные товары и услуги. Оно пыталось обуздать стоимость бензина, мобильной связи, хлеба, гречки, лекарств и т.д. и т.п. Сделать рыночными способами это не удалось, поэтому пошли привычным путем административного затягивания гаек. На бензин установили предельные цены, по продовольствию приняли закон, который также дает властям полномочия ограничивать цены.
Тем не менее, проблема несправедливой ценообразования и монополизации рынков товаров и услуг никуда не делась.
Как видим, за рекордный по продолжительности срок пребывания на посту премьера Карима Масимова в экономике резко выросло влияние государства. Оно стало активным игроком не только в нефтянке, энергетике, транспорте, но и в финансах, строительстве, сельском хозяйстве, ЖКХ, образовании. Государство занимается не только общим управлением, но и конкретными проектами. Оно строит и ремонтирует жилые дома, завозит племенных бычков, управляет банками, заводами, газетами и пароходами.
Правительство как перешло в режим «ручного управления» экономикой, так в нем и осталось. Государственное вмешательство в экономические процессы проходило под флагом заботы о населении. Тем не менее, социальные проблемы лишь углубились. В низкие показатели бедности и безработицы, в цифры стабильного роста зарплат и снижения инфляции не верит абсолютно никто, даже сама власть.
Все это говорит о том, что при всей преемственности требуется кардинальная смена формата работы правительства. Административные рычаги уже нужного эффекта не дают, и дальнейший рост государственного участия пойдет во вред. Правительству Серика Ахметова нужно укреплять – а кое-где и возрождать – рыночные институты.

Сагит!Оспанов

Яндекс.Метрика