Home » Аналитика » Экономика – не «зеленая», а «базарная»

Экономика – не «зеленая», а «базарная»

Свежие данные об экономической ситуации могут порадовать только стабильностью. Все ключевые явления сохраняются. Но сами эти явления вряд ли могут внушать оптимизм. Дело в том, что сохраняется разрыв между производством и торговлей.

За январь-июль розничная торговля выросла на 12,4%. При анализе этого показателя обращают на себя внимание два фактора.

Во-первых, намного быстрее стали расти объемы продаж в магазинах (16,6%), чем на рынках (7,8%). То есть динамика отличается более чем в два раза, хотя раньше она была примерно равна.

Во-вторых, такая же значительная разница наблюдается между темпами роста продаж непродовольственных товаров (15%) и продуктов (7,6%).

Эти явления можно объяснить бумом потребительского кредитования. А поскольку в кредит продают не на рынках, а в торговых центрах, реализующих автомобили, мебель и электронную технику, мы и наблюдаем здесь стремительный взлет.

С начала года только в магазинах продано товаров на 1,4 триллиона тенге (9,3 миллиарда долларов). Базары хоть и отстают по темпам роста, но все еще занимают важное место в системе торговли. На них приходится 46% торгового оборота. А учитывая, что значительная доля базарных продаж находится в «тени», реальная цифра может быть еще больше.

Примечательно, что очень сильно отличается ситуация в разных регионах. В Северо-Казахстанской области розничная торговля подскочила на 32%, в Астане, Атырауской и Западно-Казахстанской областях рост превысил 20%-ную отметку. Тогда как в Алматы, Восточно-Казахстанской, Карагандинской, Актюбинской, Акмолинской областях торговля увеличилась меньше, чем на 10%.

Здесь свою роль играет совокупность факторов – и уровень потребительского кредитования, и насыщенность рынка, и, в конце концов, достоверность статистики.

Главным «торговым центром» страны по-прежнему остается южная столица, на которую приходится 30% всей розничной торговли. Идущая следом Астана отстает в три раза.

На фоне ажиотажного роста торговли промышленность выглядит настоящим «болотом». В январе-июле производство увеличилось всего на 1,9%. При этом в Алматы роста не произошло, а в четырех областях — Акмолинской, Западно-Казахстанской, Кызылординской и Павлодарской – отмечался спад.

Среди позитивных изменений можно назвать лишь увеличение на 8% производства цемента. Это произошло благодаря запуску госпрограммы «Доступное жилье». Ну а там, где нет господдержки, нет и роста.

В отдельных же отраслях ситуация напоминает кризисные 90-е годы. Так, выпуск стали обвалился на 25%, поскольку ситуация на «АрселорМиттал Темиртау» до сих пор не стабилизировалась, новые рынки сбыта не появились. Производство бензина упало на 14%, что объясняют экспансией российской продукции и ремонтом отечественных НПЗ. Выпуск муки сократился на 4%.

Словом, экономика существует в двух измерениях. В потребительском секторе царит нездоровое оживление, сюда привлекаются деньги, запускаются новые проекты. Все это держится на потребительском кредитовании, которое раскручивает внутренний спрос, несмотря на то, что реальная зарплата не растет, а даже сокращается.

В промышленном же секторе перспективы очень смутные из-за масштабных проблем с внешним спросом.

Правительство предпочитает не замечать столь вопиющего разрыва и строит планы о построении экономики нового типа «зеленой». Хотя на самом деле все очевиднее становится, что мы создали экономику «торгово-базарную», которая проедает прибыль, генерируемую от продажи природных ресурсов.

 

Сагит!Оспанов

 

http://vmeste.com.kz/?p=1560

 

 

 

Яндекс.Метрика