Home » № 2//18.01.2013 » Энергетика «народных» денег

Энергетика «народных» денег

С каждым годом тарифы на коммунальные услуги растут. Главное

антимонопольное ведомство разводит руками: мол, это необходимо

для того, чтобы поставщики услуг имели средства для обновления

своего технического парка. А для того, чтобы цены на блага цивилизации не били по карманам казахстанцев, антимонопольщики предлагают им устанавливать счетчики и экономить ресурсы: воду, свет и беречь тепло. Но, как показывает ситуация, деньги монополисты тратят отнюдь не для обновления изношенных сетей, а вкладывают их на свои счета в банках и тратят для выплаты премий учредителям компаний.На этой неделе в ходе специального брифинга в Астане председатель Агентства РК по регулированию естественных монополий (АРЕМ) Мурат Оспанов рассказал, где самые высокие в Казахстане тарифы на коммунальные услуги, а где – самые низкие.Как оказалось, больше всего за услуги водоснабжения и канализации приходится раскошеливаться жителям Актау. Там на одного человека уходит 166,40 тенге без НДС.Причиной тому стала морская вода, из которой перерабатывается питьевая вода для населения этого города. Ее переработка связана с высокими затратами.Что касается электроснабжения, то в январе 2013 года самая высокая цена за электрическую энергию сложилась в Алматы и составила 13,56 тенге за киловатт/час без НДС.Самая низкая цена – в Мангистауской области – 4,05.Не повезло жителям южной столицы и при оплате за отопление (благо, что морозы в Алматы не такие сильные,как, например, в Астане). За обогрев квартир алматинцы платят 4249 тенге без НДС.В то же время, самый низкий тариф в Павлодарской области – в размере 1584 тенге за Гкал/м.Уже не первый год в стране вводится система дифференцированных тарифов на блага цивилизации. Они призывают казахстанцев более бережно относиться к ним и действуют по принципу «чем больше потребление, тем выше тариф». Начиная с 2008 года, введение тарифов на электроэнергию, дифференцированных по зонам суток,позволяет сэкономить потребителям более 1,1 миллиарда тенге в год.Но сколько бы казахстанцы ни экономили, сами тарифы по всем направлениям только растут. Представители антимонопольного ведомства объясняют это банальной причиной ежегодного роста инфляции. Кроме того, в стране имеется так называемый инвестиционный тариф. Если говорить своими словами, то он предполагает, что сверхприбыль, которая собирается из-за роста тарифа, должна идти только на обновление изношенных коммуникаций. Как известно, эта проблема давно стала притчей во языцех. По фициальным данным министерства индустрии и новых технологий, в электроэнергетике страны накопились серьёзные проблемы. Это недопустимо высокая степень износа энергетического оборудования, ктивов.В частности, генерирующее оборудование у нас, в среднем, изношено на 83 процента, электрические сети – 65 процентов, тепловые сети –на 80 процентов.Не лучше складывается и картина в сфере водоснабжения. По данным Ассоциации «Қазақстан Су Арнасы», протяженность данных сетей на сегодня составляет 27 тысяч километров, из них 19 тысяч километров требуют полной замены. В целом, износ сетей водоснабжения составляет 71 процент. Протяженность же сетей водоотведения составляет 12,5 тысячи километров, из них больше 8,5 тысячи километров требует замены, износ составляет 70 процентов.По информации председателя Агентства РК по защите конкуренции (АЗК)ГабидуллыАбдрахимова, озвученной в октябре прошлого года во время правительственного часа в Мажилисе Парламента,работа казахстанских электростанций не проверялась антимонопольными органами уже на протяжении 20 лет.Причем первый визит агентства к частникам показал, что эта сфера должна быть под самым пристальным вниманием контролирующих органов.Как оказалось,закон 2009 года, в котором были установлены предельные тарифы на электроэнергию по группам производителей,не работает. А на него на всех уровнях власти, отвечающих за коммунальную сферу, делалась большая ставка. Средства, полученные в результате роста тарифов, шли не на модернизацию оборудования,а на депозиты и на выплату дивидендов учредителям компаний. Поэтому в настоящее время правительством рассматривается предложение АЗК по отмене действующего механизма установления предельных тарифов на электрическую энергию по группам производителей.Но какими бы ни были законы, монополисты всегда найдут в них лазейку, чтобы обойти его и действовать посвоему. Вот и получается, что многие казахстанцы не могут оплатить свои коммунальные расходы. По данным столичного управления энергетики и коммунального хозяйства, за три месяца задолженность перед поставщиками услуг по воде, электрической и тепловой энергии на 8 января 2013 года составила 1 миллион 126 тысяч тенге. Благо, что это на 27 процентов ниже показателей по состоянию на 16 октября 2012 года. Причем в основном снижение произошло благодаря уменьшению задолженности со стороны юридических лиц.В то же время, если по водоснабжению и водоотведению долги уменьшились на 31 процент и объем долгов физических лиц снизился с 94,7 до 65,3 миллиона тенге, то задолженность населения по двум остальным видам выросла: по электроснабжению на 11,5 процента с 304 до 339,1 миллиона тенге,по теплоснабжению – на 30,8 процента, с 60 до 78,5 миллиона тенге.Причем это – в показательной Астане, уровень доходов в которой значительно выше,чем в других регионах страны.Еще в марте 2011 года представитель КНПК Жамбыл Ахметбеков, озвучивая позицию партии, предлагал, чтобы на законодательном уровне была установлена максимально допустимая доля расходов граждан на квартплаты и коммунальные услуги. Она не должна превышать 10 процентов от доходов человека.«То есть, если человек зарабатывает 100 тысяч тенге,то 10 процентов высчитывай,пожалуйста. А если это пенсионеры, которые 18 тысяч тенге пенсию имеют, то, пожалуйста, 1800 тенге. Но не так,у меня, например, заработная плата 600 тысяч тенге, у пенсионера 18 тысяч. Она платит 12 тысяч, и я плачу 12 тысяч.Это разве хорошо и красиво?То есть подход должен быть дифференцированным к этим вещам.Такое ощущение, что поставщики услуг связаны с антимонопольными комитетами, которые визируют их недостоверные расчеты и не учитывают реальную возможность оплаты простых граждан», – считает депутат Мажилиса.По мнению народного избранника, возникшая разница затрат социально уязвимых слоев населения должна покрываться за счет государственного бюджета. Как известно, пока дотации в связис высокими тарифами на коммунальные услуги выдаютсягосударством на уровне регионов. Например, в предыдущие годы они направлялись жителям Костанайской и Восточно Казахстанской областей.

Айсулу Тимурова

Астана

Яндекс.Метрика