Home » "Коммунист Казахстана" » Единое национальное тестирование. Послесловие

Единое национальное тестирование. Послесловие

Количество копий, сломанных в дискуссиях о плюсах и минусах ЕНТ, ежегодно увеличивается в геометрической прогрессии.     Отслеживая ситуацию год за годом, понимаешь, что никто уже не вспоминает того, что было до введения тестирования и какая же благая цель преследовалась заменой экзаменов в традиционной форме на ЕНТ. Говорилось и о борьбе с коррупцией, и о «новых методах проверки знаний». Но никто из умников-реформаторов ни разу за все прошедшие годы так и не вспомнил о том, как все новаторства отражаются на психике детей

 

Катастрофическая для любого общества волна детских суицидов (сегодня Казахстан занимает по их числу третье место в мире) заставила пересмотреть отношение у руководителей нашего государства к ЕНТ, исключив Единое национальное тестирование из критерия оценки работы акимов городов и областей. А что изменилось по отношению к ученику (к учителю, к руководителю учреждения образования)? Ничего! ЕНТ по-прежнему остается сакральным инструментом оценки работы разных людей от учеников-выпускников до начальников областных управлений образования.

Поводом для этой статьи послужил почти одновременный визит в школу двух родительниц, чьи дети закончили в этом году десятый класс в одном из инновационных учебных заведений, к числу которых традиционно относят гимназии и лицеи. В течение 10 лет эти родители исправно вносили плату за обучение своих детей в школе, выполняя свою часть договора. Учебное заведение обязывало себя довести ребенка до высокого интеллектуального уровня, сформировав из него также и всесторонне развитую личность. Но в середине июня семьи этих двух юношей были поставлены перед фактом: детей из школы просто выгоняют. Руководство учебного заведения настоятельно (практически в ультимативной форме) предложило родителям перевести своих чад в любую другую школу города.

Разговор с директором шокировал и родителей и учеников. «Ваши дети, – заявил директор школы, – снизят рейтинг нашего учреждения образования, что мы не можем никак позволить!». А вопросы родителей директору о психологическом состоянии учащихся после всех этих требований, претензий, ультиматумов, что они не закончат это учреждение образования, остались повисшими в воздухе: «Для нас самое главное не ваши дети, а рейтинг».

Родители не стали обращаться в Департамент по защите прав детей, сообщая о тех фактах психологического насилия со стороны педагогов и членов администрации учебного заведения, через которые пришлось пройти их детям, не написали письма в прокуратуры, городской и областной акиматы, посчитав, что жизнь и здоровье, психологический комфорт их собственных детей гораздо дороже доказательств бесчеловечного отношения со стороны педагогов. Только «уроки» такой вот «справедливости», которую преподали «педагоги», останутся с этими учениками и их родителями на всю жизнь. Данное учебное заведение, входя прежде по итогам ЕНТ в число 100 лучших школ Казахстана, и не войдя в этот список в 2012 году, наверное, добьется желаемого на следующий год, но какова будет цена этого попадания? И если цена – это попранные права детей и унижение, через которое проходят эти дети, то надо освобождать школы от таких «педагогов».

Еще один вопрос – можно ли считать учебное заведение действительно лучшим, если оно добивается такого статуса не путем обучения, а с помощью отсева тех «неудачных клиентов»? То есть скрывает низкие педагогические способности собственных учителей, прогоняя из школ невундеркиндов. Как отражается столь немакаренское поведение архитекторов человеческих душ никого, похоже, не волнует. К слову, не волнует не только в данной школе. Подобный гон за показателями наблюдается во многих учебных заведениях страны: и в колледжах-лицеях, и в обычных муниципальных школах.

Сегодня увы, можно констатировать, что вместо качества образования наша система рассматривает исключительно уровень обученности, т.е уровень образованности в когнитивной области по тому или иному учебному предмету. Многие педагоги и чиновники, не понимают такой важной задачи школы, как формирование у детей не столько академических знаний, сколь, прежде всего, способности трудится, жить и адаптироваться в быстроменяющемся мире. А качество образования определяется не только количеством знаний, но и качеством личностного, духовного, гражданского развития подрастающего поколения. И именно в этом заключается миссия современной школы и главная общественная ценность. Об этом и говорил мудрец: «Образование – это то, что остается у человека, когда все выученное уже забыто»

Сергей Мартемьянов

Секретарь филиала КНПК в СКО

Яндекс.Метрика