Home » Северо-Казахстанский обком » Единое национальное тестирование. Послесловие.

Единое национальное тестирование. Послесловие.

Много-много лет назад, когда мы все еще жили в Советском Союзе, и на заре независимости нашего  государства, итоговая аттестация в форме ЕНТ не существовала. Количество копий сломанных в дискуссиях о плюсах и минусах единого национального тестирования увеличивается в прогрессии геометрической ежегодно, возрастая по мере приближения очередного месяца сдачи экзаменов – июня. Не стал исключением и год нынешний с разнообразными скандалами, наиболее крупные из которых прогремели в г.Астане.

Отслеживая ситуацию год за годом, понимаешь, что никто уже не вспоминает того, что было До введения ЕНТ и какая же благая цель преследовалась заменой экзаменов в традиционной форме на ЕНТ. Причиной необходимости введения ЕНТ являлась, якобы, имевшая место коррупция, соответственно, целью введения ЕНТ являлась ликвидация коррупционной составляющей.

О ребёнке, его правах, душевном состоянии вспоминали в последнюю очередь и тогда, и сейчас. Вот о них, о детях, и хотелось бы поговорить в первую очередь.

Для чего существует школа? Чей заказ государства, общества, родителей она выполняет? Что должен представлять собой выпускник современной казахстанской школы? Справляется ли школа со своей миссией?

За неполные 10 лет существования ЕНТ стало не просто итоговой аттестацией школьника, а прошло эволюционный путь, на котором даже успело побывать одним из индикаторов работы руководителей областей и руководителей административных единиц, входящих в составы 14 областей, г.Астана и Алматы. Превратившись из фактора образовательного в фактор политический, ЕНТ стало фактически самостоятельным элементом жизни казахстанского общества и государства. Сильные мира сего, говорят о спорте, что он фактически стал продолжением политики. То же самое, наверное, могли бы сказать и большинство казахстанцев, чьи дети, внуки, племянники заканчивали школу, в том числе и сами выпускники, о нашем Едином Национальном Тестировании, когда «нам нужна всего одна победа, одна на всех мы за ценой не постоим!»

Результаты ЕНТ руководители разного уровня могли использовать как инструмент для поощрения наиболее отличившихся, так и  как рычаг для наказания, вплоть до так называемых «орг.выводов».

Катастрофическая для любого общества волна детских суицидов, взметнувшая два года Казахстан на третье место в мире по этому печальному параметру, вероятно, заставила пересмотреть отношение у руководителей нашего государства к ЕНТ, исключив Единое национальное тестирование из критерия оценки работы Акимов городов и областей. А что изменилось по отношению к ученику ( к учителю, к руководителю учреждения образования) за эти два года? Ничего! ЕНТ по-прежнему остается сакрализированным инструментом для оценки работы разных людей от учеников-выпускников до начальников областных управлений образования. Самое страшное то, что своеобразная сакрализация итогов ЕНТ сказывается в первую очередь так же на детях. Причин для подготовки данного материала много, а поводом послужил почти одновременный визит в школу двух мамочек, чьи дети закончили в этом году 10 классов в одном из инновационных учебных заведений, к числу которых традиционно относят гимназии и лицеи. В течение 10 лет эти родители исправно вносили плату за обучение своих детей в одном и том же учебном заведении с 1 по 10 класс, выполняя свою часть договора.  Учебное заведение обязывало себя довести ребенка до высокого интеллектуального уровня, сформировав из него также и всесторонне развитую личность. В середине июня семьи этих двух юношей были поставлены в ультимативной форме перед условием необходимости перевода детей, окончивших 10 классов, в любое другое учебное заведение г. Петропавловска. Так как первоначальные ссылки родительниц были на классных  руководителей и заместителя директора по учебно-воспитательной работе, то, естественно, я предложил им встретиться с директором данного «инновационного учреждения образования», надеясь, что это самоуправство на уровне замдиректора. Разговор с директором, развеял все сомнения по поводу того, для чего и для кого существует данная школа. «Ваши дети снизят рейтинг (нашего учреждения образования), что мы не можем никак позволить!» А вопросы родителей директору о психологическом состоянии учащихся после всех этих требований, претензий, ультиматумов, что они не закончат это учреждение образования, остались повисшими в воздухе: Для нас самое главное не ваши дети, а рейтинг (название «инновационного учреждения образования»)

В примере, о котором речь шла выше, сложилась парадоксальная ситуация: родители учеников, т.е фактически заказчики, получили от учебного заведения, т.е фактически исполнителя, ультимативное требование, что исполнителя не устраивают результаты того, что он наработал, поэтому заказчик должен найти другого исполнителя, который сделал бы ту же работу в оставшийся до окончания школы один год.  Родители не стали обращаться в Департамент по защите прав детей сообщая о тех фактах психологического насилия со стороны педагогов и членов администрации учебного заведения, через которые пришлось пройти их детям, не написали письма в прокуратуры, городской и областной акиматы, посчитав, что жизнь и здоровье, психологический комфорт их собственных детей гораздо дороже доказательств бесчеловечного отношения со стороны педагогов. Только «уроки» такой вот «справедливости», которую преподали «педагоги-инновационники», останутся с этими учениками и их родителями на всю жизнь. Данное «инновационное заведение», входя прежде по итогам ЕНТ в число 100 лучших школ Казахстана и не войдя в этот список в 2012 году, наверное, добьется попадания в число 100 лучших школ страны на следующий год, но какова будет цена этого попадания и если цена – это попранные права детей и унижение, через которое проходят эти дети, то надо освобождать школы от таких «педагогов»

Современным по своему смыслу остаются для нас знаменитые и мудрые слова основателя европейской науки Нового времени Рене Декарта: «Определяйте значение слов. Этим Вы избавите человечество от половины его заблуждений»

Происходящая подмена понятий приводит к тому, что вместо качества образования рассматривают только лишь уровень обученности, т.е уровень образованности исключительно в когнитивной области по тому или иному учебному предмету. Многие педагоги и педагоги,  сидящие в во властных структурах не понимают такой важной задачи школы, как формирование у всех детей не только и не столько академических знаний, но прежде всего способности трудится, жить и адаптироваться в быстроменяющемся мире. Ну а качество образования определяется не только количеством и качеством знаний, но и КАЧЕСТВОМ ЛИЧНОСТНОГО, ДУХОВНОГО, ГРАЖДАНСКОГО РАЗВИТИЯ ПОДРАСТАЮЩИХ ПОКОЛЕНИЙ. И именно в этом заключается миссия современной школы и главная общественная ценность. Об этом и говорил мудрец: «Образование – это то, что остается у человека, когда все выученное уже забыто»

Второй секретарь СКО филиала КНПК     Сергей Мартемьянов

Яндекс.Метрика