Home » Алматинский горком, Партийная жизнь » Г.БАЙМАХАНОВА: «Правительство делает вид, что всё нормально!»

Г.БАЙМАХАНОВА: «Правительство делает вид, что всё нормально!»

Финишировала очередная парламентская сессия. Удалось ли народным избранникам воплотить свои планы в жизнь? Какие важные для общества законопроекты стоят в повестке дня следующего сезона? На эти и другие вопросы корреспондента «Трибуна.» отвечает  первый секретарь Алматинского  горкома КНПК, член фракции «Народные коммунисты» Мажилиса Парламента РК Галина БАЙМАХАНОВА. 

 

Кто-то должен отвечать

 

– Галина Александровна, как вы оцениваете работу фракции в минувшей сессии?

 

– В  III сессии V созыва Парламент РК  в приоритетном порядке решал задачи законодательного обеспечения социальной сферы, предпринимательства, недропользования, вопросов доступного жилья.   Основной целью фракции «Народные коммунисты» в Мажилисе Парламента РК является реализация предвыборной платформы КНПК «Вернем народу право на будущее!», наказов избирателей и достижения программных целей партии с использованием парламентских форм и методов работы. За эту сессию проведено 22 заседания фракции с рассмотрением рабочих вопросов, причём одно заседание было выездным  – в Осакаровский район Карагандинской области по вопросу развития сельских подворий.

 

Членами фракции проведена 141 встреча с охватом  более 10 тыс. человек, рассмотрены 162 обращения граждан, на личных приёмах принято 252 человека. Результативность работы с населением разная: конкретные вопросы решаются, но вопросы «затянутые», а также не имеющие хорошей законодательной основы, откровенно не решаются исполнительными органами власти.

 

Депутаты постоянно ведут прием граждан обращающихся непосредственно в Мажилис Парламента и рассматривают поступающие письма-заявления. В числе последних мероприятий – проведение в Мажилисе Парламента практического занятия со студентами КИМЭП по законопроектной работе депутатов Палаты и фракции «Народные коммунисты» депутатами Косаревым В.Б. и Кенжиным Т.А. Также в июне 2014 года депутаты Конуров А.О. и Косарев В.Б. приняли участие в заседании круглого стола в Алматы по обсуждению законопроекта «О сельских потребительских кооперативах». В период летних парламентских каникул депутаты работают по 7-10 дней в избирательных округах.

 

– В ходе последнего парламентского сезона в Мажилисе было представлено 154 законопроекта, 84 из них подписаны Президентом страны. Народные коммунисты стали авторами многих поправок, вносимых в законодательные акты республики… 

 

– Народные коммунисты внесли 580 поправок в 59 законопроектов, таких как: «О государственной молодёжной политике», «О профсоюзах», «О финансовом аудите», «О государственном аудите и финансовом контроле»,  «О минимальных социальных стандартах и гарантиях», «О государственной молодежной политике в Республике Казахстан», «О недрах и недропользовании», «О физической культуре и спорте». Значительное число поправок внесены депутатами фракции «Народные коммунисты» в такой социально значимый законопроект, как «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам агропромышленного комплекса» и другие.

 

 Активное обсуждение вызвали принимаемые кодексы: УК, УПК, УИК, КоАП,  и такие социально ориентированные законы, как «О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты РК по вопросам налогообложения». Суть его – переложить бремя расходов из-за неумелого руководства экономикой и обществом на плечи трудящихся. Неоднократно рассматривались изменения в Закон «О бюджете РК», вносились изменения и корректировки.

Однако, налоговое администрирование остаётся слабым, процветает иждивенчество регионов. Хотелось бы услышать, что правительство думает делать по этим направлениям? Налоговый кодекс плохо работает и имеет множество проблемных зон, таких как КПН, который  за годы введения нового Налогового Кодекса был исполнен только один раз в 2010 г., а все остальные годы фиксируется хроническое неисполнение КПН, НДС. Почему? Если плох кодекс, вносите изменения. Если не умеем планировать, то ведь кто-то должен отвечать за это.

 

Край непуганых чиновников

 

– Больной вопрос – эффективность расходования госсредств и исполнение республиканского бюджета. Несмотря на миллиардные просчеты, депутатский корпус страны дружно голосует за утверждение бюджета. Только народные коммунисты третий год подряд не принимают отчёт правительства. Какие конкретно нарушения в исполнении бюджета вы выявили?

 

– Отчёты Правительства РК и Отчёт Счётного комитета по выполнению бюджета страны за 2013 год обсуждались бурно. Фракция критически подошла к данным отчётам и воздержалась от его одобрения, хотя мы прекрасно понимали, что действующее правительство отчитывалось за результаты прошлого кабмина, ушедшего в отставку. Однако, необходимо было обратить внимание всего общества на следующие проблемы системного характера.

 

Из года в год мы фиксируем, что планирование бюджета проводится некачественно. При всеобщем обеспечении государственных структур менеджерами всех категорий организационные мероприятия проводятся на очень низком уровне. В стране отсутствует система своевременного и полного финансирования программ и проектов. Так, не завершаются или завершаются с отклонениями и затем не работают инвестиционные проекты. В 2013 г. остались незавершёнными 97 проектов. И это закономерно при таком слабом планировании.

 

Структура бюджета 2013 г. складывается на 68,1% из налоговых поступлений; поступлений трансфертов – 30,1%; доходов от продажи основного капитала – 0,2% и неналоговых поступлений – 1,9%.      Отмечается снижение поступлений по корпоративному подоходному налогу (441,5 млрд. тенге из-за спада мировых цен на металлы)  при следующих отрицательных тенденциях:  увеличении доли теневой экономики, сокращении производства товаров и других факторах.

 

И на этом фоне 120,6 млрд. тг остались не использованными (43,2 млрд. тг – центральными госорганами, 14,8 млрд. тг – местными органами, 62,6 млрд. тг  – квазигосударственным сектором)! Вообще, квазигосударственный сектор требует пристального внимания Счётного комитета, ведь, по сути, это государство  в государстве – край непуганых чиновников в отставке! Где это видано, что зарплаты специалистов этих компаний, прикормленных бюджетом, почти в десятки раз больше зарплат госслужащих, не говоря уже о гражданских служащих – работниках сферы образования, здравоохранения и культуры. В государстве назрела реформа оплаты труда, без справедливой и достойной оплаты труда у нас не будет развития страны.

 

Зачем нам нефть, газ и золото?

 

– Будучи геологом, вы регулярно поднимаете в Мажилисе проблемы недропользования. Президент страны с 2011 года ставит задачу создания самостоятельного государственного органа, отвечающего за геологическое изучение недр и их подготовку к недропользованию. Насколько оправдана идея создания такого отдельного ведомства?     

 

– Вся геологическая общественность страны поднимает проблему  «пробуксовки» инвестиционных проектов, лишь Правительство делает вид, что всё нормально! Однако, без опережающего изучения недр и подготовки современной информационно-аналитической основы недропользования, без действенных механизмов представительства государства в реализации многочисленных программ в недропользовании, наконец, без понимания  приоритетов в системном развитии геологической отрасли – не будет устойчивого развития страны!  Ведь состояние геологической отрасли – это не только основа всей экономики Казахстана и естественнонаучного миропонимания, это уровень нашей жизни и нашего быта – состояние дорог, развитие строительной индустрии, обеспечение населения чистой водой и безопасными условиями жизни в агрессивной природной среде и многое другое.

 

Зачем нам нефть, газ, золото и прочие богатства, если у простого человека нет работы, безопасного жилища, чистой воды и воздуха, нет элементарных бытовых условий и инфраструктуры, соответствующей XXI веку? Именно эти условия должны являться индикаторами работы Правительства, а не суммы затраченных средств на реализацию мифических проектов и программ.

 

– Несмотря на численное меньшинство, фракция последовательно отстаивает свою позицию. Каких успехов в законотворческой деятельности удалось добиться?

 

– Депутатами Конуровым А.О. и Косаревым В.Б инициируется законопроект «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «О сельской потребительской кооперации в Республике Казахстан». 16 апреля 2014 года депутат Конуров А.О. в составе группы депутатов Парламента Республики Казахстан внес в Мажилис Парламента законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития хлопковой отрасли». Долгие переговоры с Минсельхозом закончились, например, тем, что Мажилис Парламента принял ряд поправок в законы, по которым госбюджет начал финансирование ветеринарной службы, выделены средства на развитие кормовой базы. И это не единственный пример.

 

– Осенью стартует новый законотворческий сезон. Что он готовит  казахстанцам?

 

– В следующей сессии из оставшихся в работе проектов законов считаю наиболее важными Закон «О минимальных государственных стандартах и гарантиях», «О  государственной молодёжной политике»,  Закон «О внесении изменения и дополнения в Трудовой кодекс Республики Казахстан» (в связи с Законом «О государственной молодёжной политике», «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам недропользования», «О ветеранах», «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам архитектурной, градостроительной и строительной деятельности» и другие проекты законов. Ожидается  новая редакция Гражданского процессуального кодекса и  Кодекса «О недрах и недропользовании».

 

Закон «О минимальных государственных стандартах и гарантиях» нацелен на определение правовых основ применения государственных минимальных стандартов и гарантий, обеспечивающих реализацию прав граждан  на жильё, жилищную помощь, образование, охрану здоровья и медицинскую помощь, социальное обеспечение и др. Например, у нас есть пакет обязательных медицинских услуг, гарантированных государством. Однако попробуйте выяснить в вашей поликлинике на что вы, как гражданин, имеете право. Действуют тридцать три нормативных акта, оговаривающих отрывочно ваши гарантии, хотя каждому гражданину страны должно быть исчерпывающе понятно, на какую помощь от государства он может претендовать, а какое лечение он должен обеспечить за собственный счёт. Должны быть установлены стандарты  уровня и качества жизни населения, должна быть установлена единая правовая база и общие принципы формирования системы минимальных социальных стандартов, действующих  на территории страны. Любой гражданин страны в любой точке Казахстана должен получать одинаковый минимальный пакет социальных, юридических и других услуг, гарантированных ему государством.  И задача Правительства РК обеспечить это.

 

Закон «О  государственной молодёжной политике» и сопутствующий ему Закон «О внесении изменения и дополнения в Трудовой кодекс Республики Казахстан» имеют принципиальное значение, как для государства, так и для самой молодёжи страны. Он нацелен на  создание правовых механизмов успешной социализации молодёжи. Проект закона в Мажилисе претерпел существенные изменения и направлен на заключение в Правительство. Если Правительство  поддержит депутатов, то будет законодательно закреплено понятие «молодой специалист», определён срок заключения трудового договора (не менее двух дет) для молодых специалистов, впервые поступивших на работу,  и  будет  исключён испытательный срок для лиц, не достигших восемнадцати лет, Это существенная поддержка молодёжи. Думаем, как решить проблемы жилья и получения нужной и востребованной в обществе профессии. Работы много и, конечно, в процессе работы над проектами законов  важны конструктивные экспертные заключения (с учётом имеющихся возможностей экономики страны), а также неравнодушие и  активность самого общества.

 

Закон «О ветеранах» имеет долгую парламентскую жизнь, и после отрицательного заключения Правительства РК работа над ним приостановлена.  Это очень несправедливо по отношению к данной категории граждан и мы будем настаивать на возобновлении работы над ним.

 

Депутаты – члены КНПК внесли в план работы фракции разработку и продвижение таких инициируемых законопроектов, как «О банкротстве физических лиц» – предложение депутата Конурова А.О., «О государственных пособиях гражданам, воспитывающим детей» – предложение депутата Косарева В.Б., «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования выборного законодательства» – предложение депутата Ахметбекова Ж.А.

 

Осенью в Мажилис придет новый законопроект по пенсионной системе. Депутаты фракции продолжат практику разработки социально значимых законопроектов. В этом депутаты рассчитывают на помощь и поддержку партийных комитетов.

 

Подготовила Разия  АБДЫКАДЫРОВА, «Т»

Яндекс.Метрика