Home » "Коммунист Казахстана" » Хватит непотребно потреблять!

Хватит непотребно потреблять!

Даже закон о защите прав потребителей у нас сомнительного качества

Все попытки остановить рост цен усилиями государства обречены на провал, если оно не подключит к этому самих потребителей товаров и услуг.

Каша с мясом – уже роскошь

Начало года не принесло улучшения ситуации на продовольственном рынке. Продукты продолжали дорожать прежними темпами, а главный продукт – мясо – рос в цене просто рекордными темпами. По итогам морозного января 2012 года мясо и мясопродукты стали дороже по сравнению с январем 2011-го на 20%. Стоимость говядины подскочила на 30%, баранины – на 28%. Лишь мясо птицы увеличилось в цене на 5,7%, что ниже уровня инфляции.

Это очень примечательные показатели, поскольку приоритетом отечественной аграрной индустрии объявлено именно животноводство, а не птицеводство. Именно в разведение крупного рогатого скота вкладываются самые большие инвестиции, и именно эта отрасль должна стать главным экспортным направлением, превзойдя даже зерно. Но пока результатов не видно. Говядина только дорожает, качество ее лучше не становится, и при таком раскладе об экспорте можно только мечтать. Впрочем, казахстанским потребителям как-то не до экспорта, им нужен свой доступный продукт. А потому очень интересен вопрос: куда уходят “мясные” инвестиции и когда от них будет отдача?

Наравне с мясом в списке самых дорожающих находятся крупы, которые выросли в цене также на 20%. Собственно, эти две обширные категории товаров – два локомотива продовольственной инфляции. Остальные продукты, как следует из данных официальной статистики, дорожали намного медленнее. Некоторые виды продовольствия даже подешевели. Так, сахар упал в цене на 16,4%, фрукты и овощи – на 12,3%. Все это привело к тому, что средний рост цен на продовольствие в январе 2012 года в сравнении с январем прошлого года составил относительно умеренную цифру 6,5%. Но умеренную только относительно. Потому что в целом это плохая цифра, которая означает, что стоимость продуктов по-прежнему бьет по кошельку простых казахстанцев.

Борьба с бедными, а не с бедностью

Продовольственная инфляция – самая опасная, поскольку она точечно направлена против социально незащищенных и малообеспеченных слоев населения, у которых большая часть расходов идет на продукты. Рост цен на продукты означает, что правительство не решает одну из своих основных задач – борьбу с бедностью. Вице-премьер Кайрат Келимбетов недавно поручил усилить контроль за ценами на продукты Агентству по защите конкуренции. “Продовольственные товары должны быть под вашим пристальным вниманием”, – сказал он.

Антимонопольщики, как отметил вице-премьер, также должны особое внимание уделять цено-образованию на лекарства и нефтепродукты. Эти категории товаров наряду с продовольствием относятся к социально чувствительным. Иными словами, повышение цен на них влияет на большую часть общества.

Призывы чиновников разного уровня к усилению контроля за ценами звучат настолько часто, что на них уже просто никто не обращает внимания. Они больше похожи не на поручение, а на некое заклинание. Уже давно понятно, что противостоять скачкам цен на социально значимые товары при помощи административного контроля и госрегулирования бесполезно. Рейды акиматовских чиновников, создание различных комиссий и штабов, постов партийного контроля могут, в лучшем случае, принести только временный эффект. Но сам механизм ценообразования они исправить не в состоянии.

Один на рынке не воин

То, что стоимость товаров и услуг зависит не от спроса и предложения, стало не исключением, а правилом. Искаженное ценообразование на отечественном рынке – это уже система. И чтобы бороться с ней, тоже нужна система, а не кампанейщина. Такой системой может стать защита прав тех, по кому бьют несправедливые цены – то есть потребителей.

Казахстан в этом плане – уникальная страна. У нас нет не только специализированного госоргана по защите прав потребителей, но даже ведомства, которому бы эти функции поручили как вспомогательные. Человеку, которого обманули, пожаловаться просто некуда. У нас практически нет законодательства, защищающего права потребителей, чтобы можно было самому отстоять свои интересы. Формально оно, конечно, есть. Действует закон “О защите прав потребителей”. Но он настолько беззубый и отсталый, что о его существовании мало кто догадывается.

Мир уже давно ушел вперед, технологии потребительского рынка сделали гигантский рывок. Например, все большую долю занимает “безмагазинная” торговля: электронная, сетевая и так далее. Еще стремительнее развиваются технологии обмана потребителей. Для этого применяется изощренный арсенал средств и способов. А противопоставить ему нечего. Закон такой замшелый, что не учитывает современных реалий, будто на дворе еще торговля социалистического периода. Потребитель остался один на один с продавцами и производителями.

В информационном пространстве регулярно появляются сообщения о выявленных недоброкачественных товарах по всему миру. У нас подобных скандалов практически нет. Это говорит о том, что у нас нет нарушений? Как бы не так! Это говорит лишь о том, что за интересами и здоровьем потребителей никто не следит. Если обнародовать всю информацию о реальном качестве потребляемых нами товаров, а также об истинной их стоимости, это будет похлеще любого фильма ужасов.

Поспешишь – покупателей насмешишь

Как водится, чиновники зашевелились только после критики главы государства, который заявил, что “не поставлена никакая работа по защите потребителей”. После этого вице-премьер поручил Агентству по защите конкуренции уже до конца марта представить концепцию проекта нового закона. “Президент справедливо критикует нас, указывая на нашу слабую работу по защите прав потребителей. Свидетельство тому – большое количество нареканий на действующий закон со стороны объединений потребителей”, – отметил вице-премьер.

Сам факт того, что дело сдвинулось с мертвой точки, не может не радовать. Но скорость, с которой оно начало двигаться, не может не настораживать. Обычно документы, рожденные чиновниками в спешке, делают ситуацию еще хуже. Такой закон должен писаться не кабинетными работниками, а теми, кто всегда на “линии фронта”, то бишь обществами защиты прав потребителей. Даже если будет создан комитет при антимонопольном органе или самостоятельное ведомство, оно физически просто не справится с наплывом жалоб от потребителей. Чиновники даже не представляют, сколько на самом деле недовольных и обманутых. Если отдать защиту прав потребителей целиком им на откуп, вся работа сведется к отпискам и к проверкам магазинов, что в итоге дискредитирует саму идею.

Главными действующими лицами должны быть неправительственные организации в сфере защиты прав потребителей. Никто кроме них не сможет лучше информировать людей, консультировать, собирать и распространять данные о недобросовестных продавцах и производителях.

По разные стороны прилавка, по одну сторону баррикад

Долгое время системную работу общественных объединений по защите прав потребителей искусственно тормозили. Руководствуясь благими намерениями – чтобы не дергать лишний раз предпринимателей, освободить их от дополнительных проверяющих структур. Мол, надо дать бизнесу окрепнуть, встать на ноги, а потом уже думать о том, чтобы отстаивать интересы потребителей. Однако за те годы, что у нас фактически отсутствует защита прав потребителей как система мер, разве взлетел до небес отечественный бизнес? Разве стало качество товаров и сервис безупречными? Увы, нет. Практика доказала, что ограждение бизнеса от обществ защиты прав потребителей не ускоряет его рост. Напротив, это приводит к снижению конкурентоспособности.

То, что защитники прав потребителей являются врагами бизнеса, – это полный бред. И распространяется он теми, кто привык использовать запрещенные приемы, работая по принципу “не обманешь – не продашь”. На самом деле защита прав потребителей лучше всего стимулируeт добросовестную конкуренцию. Ведь тот, кто продает некачественный товар или выдает китайскую продукцию за европейскую, ведет себя нечестно по отношению не только к потребителям, но и своим конкурентам. Пока одни пытаются заработать свою норму прибыли, улучшая обслуживание и логистику, другие легко получают двойной доход, просто обманывая.

Время стремительно идет вперед, и защита прав потребителей уже не сводится к борьбе с продавцами прокисшего молока и неработающих утюгов. Необходимо вести работу в таких специфичных сферах, как финансовые услуги, услуги естественных монополистов, наконец, услуги, предоставляемые государственными органами. Все это требует особых приемов и способов. Мы же только учимся разбираться с прокисшим молоком…

Сагит ОСПАНОВ  www.mk-kz.kz

Яндекс.Метрика