Home » "Коммунист Казахстана" » Или триумф воли, или конец режима

Или триумф воли, или конец режима

Валентин Грудев

У любого политического режима есть коридор возможностей (что он в принципе может, а чего нет) и срок использования. Данному закону подчиняется и модель, созданная в Казахстане.  Сегодня режим находится в той фазе, когда продление его работы и жизнеспособности возможно только при двух сценариях: или реально бороться с коррупцией, или увеличивать нефтяные доходы государства, а с ними и расходы. Иные варианты подразумевают скорый, либо скоропостижный конец системы.

Нефть перестала идти самотеком в государственный карман. Теперь надо напрягаться, а вся политическая надстройка Казахстана ведет себя так, будто в 2012 году в казну пойдут деньги от большой нефти Кашагана. Рекомендуем поднять соответствующие новостные ленты и подписанные правительством документы, чтобы лишний раз убедиться: не пойдут.

Олимпийское спокойствие топ-чиновников не поддается объяснению с позиции апеллирования к здравому смыслу. Даже отпетые дураки, каковых во власти (мы еще продолжаем надеяться) не критическая масса, должны понять очевидные вещи. С 2007 года социально-экономическое положение большинства населения страны стабильно ухудшается. Критерий здесь достаточен всего один: рост цен опережает рост доходов. Когда ресурсы домохозяйств сокращаются как шагреневая кожа, обыватель начинает паниковать.

В условиях галопирующей коррупции и несправедливости, острие протеста рано или поздно, но неизбежно обращается против власти. Потому что у кого власть – с того и спрос. Борьба с коррупцией никакого позитивного эффекта для населения не дала. Мздоимство и лихоимство продолжают висеть тяжелым игом от МСБ до самозанятых, студентов и пенсионеров.

Действующий режим не показал примеров эффективной борьбы с коррупцией. Разгром одними властно-финансовыми группировками других под жупелом избавления от коррупции политтехнологи не смогли выдать за местный аналог итальянской большой очистки под названием «Чистые руки». Да и слухи о глупости местного населения сильно преувеличены. Если в Казахстане человек до сорока лет не спился, не сел на иглу или в тюрьму, не стал жертвой криминала, полицейского беспредела и не вступил в ряды «самоликвидаторов» (суицид) или тоталитарную секту, то он понимает азы жизни очень внятно. Чего стоит «трехлетие аула», с его РОЗами (распил, откат, занос) по миллиарду долларов в год или программа ФИИР, где своровано все, что только можно себе вообразить.

До 2007 года приток нефтедолларов в Казахстан решал вопрос с роскошествованиями избранных и сносным прозябанием остальных. Потом ситуация стала меняться: сверхпотребление одних продолжилось на фоне обеднения и обнищания остальных. Постоянный рост коррупции усугубил падение доходов, поскольку платить нужно везде – от места в детском саду до справки в ЦОНе. На дворе осень 2011 года, а тренд так и не перебит. Предпоследний и последний скачки цен на ГСМ, ЖКХ, продовольствие и лекарства оказались для малообеспеченных слоев населения (то есть для большинства жителей страны) особенно болезненными. Здесь уже по полной программе досталось и среднему слою (так и не ставшему в республике средним классом), который за предыдущие годы затягивания поясов растратил свои былые накопления.

Итак, «дурилка картонная» под названием «борьба с преступностью» в массовом сознании населения потерпела фиаско. Сама коррупция при этом поборола все что можно и чего нельзя. Надо включать политическую волю и приступать к реальным системным мерам. Двух дюжин авторитетных казнокрадов за решеткой вполне хватит, чтобы остальные все поняли правильно. Разумеется, подобные шаги должны носить комплексный и пакетный характер: переделать законодательство и процедуры по тендерам, реформировать судебную систему и адвокатуру, переформатировать прокуратуру, ликвидировать финансовую полицию и другое.

Второй вариант – это «наезд» на транснациональные нефтяные компании в стиле а-ля Уго Чавес. Если в 2012 году бросить на пару миллиардов долларов больше в социальную сферу и на столько же больше в сектор государственных расходов на инфраструктуру, то население почувствует улучшение жизненного уровня даже при имеющемся пороге коррупции.

При всем богатстве выбора, главный объект перераспределения нефтедолларов – это «Тенгизшевройл» («ТШО»). Малый и средний бизнес Казахстана уже не может субсидировать (через механизм НДС) колоссальную добычу нефти этим гигантом, находящимся под крылом ТНК «Шеврон». Надо чтобы «ТШО» финансировал отечественный МСБ. В противном случае нынешний состав персоналий во власти сильно поменяется.

Ак Орде в случае с перераспределением доходов от нефти, добываемой на территории страны, нужно проявить политическую волю точечно, а не так масштабно, как при борьбе с коррупцией. Несправедливость сырьевых контрактов, заключенных на заре независимости, не нуждается в каких-либо доказательствах. Когда с каждой добываемой тонны «черного золота» государство получает доход в три-четыре раза ниже, чем в Малайзии или Анголе, то многие дополнительные аргументы излишни.

Транснациональные нефтяники, спору нет, интриганы опытные. С другой стороны, все их системные механизмы давления на страны вроде Казахстана давно известны. На любое действие всегда имеется противодействие и здесь вопрос опять упирается в политическую волю и последовательность. К тому же консолидировать общество против внешнего врага в лице ТНК всегда легче, чем против внутреннего, даже если таковым выступает пресловутая коррупция и ее носители.

Возможно, что иностранные нефтяные гиганты, сидящие на сверхприбылях, пойдут на диалог с Астаной без лишней конфронтации. В конце концов, все альтернативные правящему режиму политические силы обещают в случае прихода к власти пересмотреть контракты (мы уже убираем тех, кто ратует за национализацию всего недропользовательского сектора). Им самим дешевле будет платить больше, но сохранить бизнес, доходы и среду для него. В противном случае потеря лакомых кусков и куда более жесткая финансовая «диета».

Если у правящего режима не хватит политической воли ни на первый сценарий, ни на второй, то печальный конец предугадать несложно. Хоть и считается, что в политической науке нет законов неотвратимого действия, но в современном Казахстане наблюдается кумулятивный негативный эффект сразу нескольких факторов. Резкое социальное расслоение, сопровождающееся обнищанием широких слоев населения; внутриэлитные войны, при которых конкуренты прибегают к запрещенным по неписаным правилам элитариев приемам; социальная несправедливость и дисфункция правоохранительных органов; усугубление линий разломов по языковой, этнической и религиозно-конфессиональным плоскостям; неуправляемый характер коррупции; рост разнообразного криминала и экстремизма; падение образовательного уровня населения; региональные диспропорции; мощные внешние игроки, заинтересованные в дестабилизации. Если не хватит воли, чтобы его отодвинуть хотя бы во времени – придется дышать (а в итоге – перестать дышать… дышать суверенно).

Аналитическо-информационное бюро ПИК

Яндекс.Метрика