Home » "Коммунист Казахстана" » Из глубин осознания

Из глубин осознания

В столичной галерее «Has sanat» проходит выставка казахстанской художницы Сауле Дюсенбиной. На вернисаже, названном мастерицей «Карта памяти», представлено 40 работ, выполненных в технике коллажа

Как отмечают искусствоведы, живопись Дюсенбиной – это яркое свидетельство стремления художницы наполнить жизнь эмоциональностью, чувственностью и визуальной выразительностью. Удивительно, но для творчества художнице не нужны краски и кисть. Вместо этого она вооружается ножницами, клеем и графическим карандашом, берет в руки семейные архивные фотографии и превращает их в коллажи самой различной тематики. Художница умело использует в своих работах лейблы, марки торговых фирм, карточки оплаты сотовой связи, афиши.

В своих работах она стремится передать тонкие смысловые значения повседневной жизни. В коллажах Сауле контрастно и неожиданно размещаются наряды и обряды казахского народа, прошлое и настоящее, раздумье и юмор. Согласитесь, что подобное обращение к национальной иконографии крайне редко встречается в современном искусстве.

Ну, а ее «портреты» – это композиции, сочетающие в себе неконкретные геометрические формы и стилизованные формы реальности: фигуры людей, животных трактованы условно, по-детски. Работы созданы элегантно, свободно и энергично.

Например, старая фотография. Исчезнувшее время обретает в ней особую определенность и неопровержимость факта, недоступные, пожалуй, ни летописи, ни изобразительному искусству. В лицах прошлого есть нечто общее. В них присутствует отблеск неторопливого времени, мелодия вечного кочевья. Внимательному взгляду эти снимки дают возможность заглянуть в глаза тех, на кого мы так похожи и от кого так разительно отличаемся, поскольку, увы, уповаем на случай, а не на справедливую устойчивость бытия.

Художница тщательно «срисовывает» лица незнакомых ей людей, когда-то кем-то уловленных новоизобретенной камерой часто лишь из-за простой их принадлежности к своему роду-племени. Не достаточно ли было просто внимательно рассматривать архивные снимки? Судя по работе, проделанной Дюсенбиной, нет.

Карандаш художницы не только скрупулезно исследует поразившие ее лица, но и стремится запечатлеть то волнение души, которое пробудилось в ней при встрече с реальностью отдаленного времени. Иногда рисунок приобретает плотность и четкость, иногда словно тает в пространстве белого листа, сообщая то об уверенности, то о сомнениях художницы в своей способности все уловить и понять в ускользающем от простых формулировок мире.

Чтобы придать изображению значимость неопровержимого факта, она вводит в композиции фрагменты реальных предметов народного творчества.

Чтобы заявить о непреходящей красоте лиц, располагает рядом с ними репродукции портретных образов, созданных великими художниками разных эпох.

Тут у автора свой неповторимый стиль работы: простые линии, наслаивание пятен друг на друга создают ощущение непосредственности, спонтанности творчества. Но и нельзя увидеть произвола, хаоса. Пожалуй, в этом сказываются опыт, образование, вкус художницы.

Впрочем, Сауле представила и другую серию работ – это абстрактные живописные, словно мерцающие полотна. Серо-охристые, на первый взгляд неэффектные, неброские, но из-за тонких сопоставлений с зеленым, синим, красными цветами, которые, то сгущаясь, то ослабевая, создают эмоциональный образ картины, рождают ощущение необъяснимой гармонии мира.

В экспозиции есть также серия «Натюрморты», в которой явно прочитывается склонность художницы к сложной колористической гамме, простоте сюжетов и форм. Удивительно свободные и торжественные, с минимумом изображаемых предметов на них окупается сложным полифоническим решением холста. Плотность или прозрачность краски, длина мазка, сила касания – все здесь имеет эстетическое значение. При этом создаются не бытовые, а философские образы, где предметы превращаются в актеров, разыгрывающих перед нами свои фантастические сцены.

Надо полагать, усилия художницы были не напрасны. Ускользающий образ прошлого в какой-то мере утвердился в ее, а значит, и в нашем сознании. Однако путь к истине может длиться вечно. И это радует: впереди художницу ожидает много счастливых находок.

Рита Климова для КК

Справка КК:

Сауле Дюсенбина родилась 4 апреля 1971 года в Караганде. В 1990 году окончила Алматинское художественное училище им. Н.В. Гоголя. В 1997 году – Казахстанскую государственную художественную академию в Алматы. Член Союза художников Казахстана.

Яндекс.Метрика