Home » "Коммунист Казахстана", №31//20.09.2013 » Кабализация вместо модернизации

Кабализация вместо модернизации

Алматинский горком КНПК готовится к проведению круглого стола по проблеме провала в Казахстане государственной «Программы модернизации ЖКХ», рассчитанной до 2020 года.

 

Стоит честно признать, что «Программа модернизации ЖКХ  на 2011-2020 г.» в республике с треском провалилась. Большинство казахстанцев резонно не желают попадать в дополнительную кредитную кабалу, ведь по статистике, почти каждый второй гражданин Казахстана и без того имеет кредитные обязательства перед банками.

Так, ОО «Казпотребнадзор» провело социологический опрос среди жителей Алматы, в чьих домах был проведен ремонт по программе модернизации ЖКХ. Всего в Алматы по госпрограмме отремонтированы 66 домов, большая часть из которых приходится на Бостандыкский район – 62 дома, Алмалинский район – 2 дома, Ауэзовский – 1 дом, Медеуский – 1 дом. Опрос жителей проводился в августе 2013 года методом «face to face»,  квартиры выбирались случайным образом. В результате было опрошено 350 граждан из 40 жилых домов.

 

Сплошной брак

Согласно данным опроса антикоррупционного комитета при ОО «Казпотребнадзор», 79,8% опрошенных граждан не довольны результатами проведенного ремонта в их доме. Только около 15% респондентов выразили удовлетворение относительно проделанных работ. Подобного рода оценки не удивительны, учитывая качество ремонта.

Например, по данным жителей большинства отремонтированных домов в Бостандыкском районе, при проведении ремонта крыши в качестве кровельного материала использовалась металлочерепица толщиной всего 0,4 мм (!). Подобные листы предназначены для хозпостроек и неприемлемы для жилых зданий. Плюс ко всему укладывается крыша с нарушениями – по данным жильцов во многих домах полностью отсутствует гидроизоляция. В результате жители последних этажей жалуются на аномально высокую температуру в квартирах летом и низкую температуру зимой. Во многих случаях новая крыша стала протекать сразу после ремонта, при том, что в некоторых случаях старая крыша, прослужившая более 50 лет, до этого не текла.

Подобного рода оценки косвенно свидетельствуют о наличии коррупционной составляющей при определении компании-подрядчика и утверждении смет. Наглядное тому подтверждение — случай с домом №89 по ул. Манаса. В смете 3-х этажный дом (2 подъезда) прошел как 4-х этажный и успешно был сдан в эксплуатацию после ремонта. По данным жильцов, смета полностью была списана с соседнего дома (3 подъезда, 4 этажа) и составляла 11,5 млн. тенге. Через 1,5 года им удалось добиться снижения суммы оплаты на 2 млн. тенге.

В ходе проведения опроса жители трех домов любезно предоставили интервьюерам сметы на проведение строительных работ. В них четко видно, что стоимость многих видов работ сильно завышена. Во многих случаях изначальная адекватная смета корректировалась в сторону увеличения без согласования с жильцами. Также были выявлены случаи, когда стоимость одних и тех же работ в одинаковых домах существенно разнилась.

Самый дорогостоящий дом, отремонтированный по госпрограмме, расположен по ул. Манаса (№9). Стоимость строительно-монтажных работ по смете составила здесь 47 087 480 тенге (по тендеру 44 489 759 тенге)! Ежемесячная плата жильцов за ремонтные работы составляет в среднем около 7000 тенге. При этом по данным жителей дома, например, тепловой пункт, который по смете стоил 4 млн. тенге и должен был обеспечить дому экономию тепловой энергии, не работает, коммуникации так и не были заменены, не говоря уже о том, что с дома отлетает облицовка, а новая крыша периодически протекает…

Финансовые потоки текут не по назначению

Программа является наглядным примером, когда хорошая идея оказалась фактически дискредитирована в результате некомпетентности и воровства со стороны работников акиматов и КСК. Именно они имеют материальную заинтересованность при определении подрядчиков и составлении завышенных смет.

О масштабах коррупции говорят следующие цифры:

– В 2011 году акиматам было выделено на ремонт домов в целом по двум механизмам 7,3 млрд. тенге. Почти вся сумма была освоена. Средний срок исполнения договоров составляет 7 лет.

– В 2012 году из республиканского бюджета акиматам выделено 5 млрд. тенге, освоено 3,955 млрд. тенге или 79%. Освоение к оставшейся выделенной сумме (5,5 млрд. тенге) составляет 5,335 млрд. тенге или 97%.

– В 2013 году предусмотрен ремонт 569 домов на общую сумму 12,6 млрд. тенге. Финансирование данных расходов планируется со второго квартала 2013 года. Общая потребность на 2013 год составляет 27,89 млрд. тенге на ремонт 1 695 многоквартирных жилых домов.

Как видно из представленных официальных цифр, государство выделяет на ремонт жилых домов астрономические суммы, которые в целом успешно тратятся, но только не по назначению. И результат от таких трат сомнителен. Учитывая данные, полученные в ходе проведенного опроса по городу Алматы, вызывает сомнение тот факт, что отремонтированные дома не будут нуждаться в новом капитальном ремонте хотя бы в течение времени погашения кредита за уже сделанный ремонт (в среднем 7 лет). При этом государство практически ничего не теряет — неэффективно израсходованные акиматами деньги вернутся в казну за счет…кармана жильцов!

И такие вопиющие случаи ремонтно-строительного брака и обмана жильцов есть во многих регионах Казахстана. Народные коммунисты намерены привлечь внимание общественности к важной проблеме, задать на круглом столе актуальные вопросы ответственным за  госпрограмму чиновникам, поднять тему государственного финансирования и более тщательного  государственного контроля за ходом выполнения программы. К участию в дискуссии будут приглашены руководящие сотрудники акимата города Алматы, жильцы, представители КСК, прокуратуры, финансовой полиции, «Лига защиты прав потребителей «Адал», журналисты, экономисты, юристы.

 

Разия Абдыкадырова, Алматы

Яндекс.Метрика