Home » "Коммунист Казахстана" » Как найти укротителя инфляции?

Как найти укротителя инфляции?

Об этом в очередной, наверное, 1001-й раз, говорили на заседании Совета общественности при акиме ВКО под председательством Владимира Лопаткина и с участием первого заместителя акима области Серика Абденова.

О работе государственных структур области по сдерживанию уровня инфляции отчитался начальник управления предпринимательства и промышленности ВКО Шакарым Буктугутов. Он не привёл никаких новых рецептов. Борьба (или видимость борьбы) ведётся прежними способами: ежедневный мониторинг цен по всей области, включающий 600 торговых точек, проведение ярмарок, использование стабилизационного фонда. Вроде бы, какой-то эффект от этого есть. Так, уровень официальной инфляции по области в прошедшем году составил 7,1%, что практически равняется общереспубликанскому в 7,4%. Стабилизационный фонд в размере 1.5 млрд. тенге помогает сдерживать рост цен на десять наименований продовольственных товаров: овощи, крупы, хлебобулочные изделия, сахар. И это практически все доступные инструменты по удержанию цен и инфляции, которые используются государством. В условиях свободных рыночных отношений прямое вмешательство в процесс ценообразования недопустимо, а значит, и уповать на диктат государства и прочие запретительные меры не стоит. Нужно повышать эффективность рынка, в том числе и за счёт конкуренции на рынке, увеличения выпуска собственных товаров и продуктов.
Говорят, что нужно выявлять перекупщиков, и наказывать торговцев за ценовой сговор. Призывают и общественность помогать выводить таких деятелей на чистую воду. А чего их выявлять, если и так всё известно? Вы лучше организуйте государственный закуп того же молока или мяса прямо в сёлах, как раньше было, когда действовала потребкооперация. Уж сколько говорили о создании государственной закупочной конторы, наверное, с конца 90-х годов прошлого века ведутся эти разговоры, да и попытки создать такое предприятие были. Но не получается. Тихо, без шума, такие предприятия исчезают. Наверное, потому, что затрагивают интересы больших агашек. Сейчас вроде бы конкретно создали стабилизационный фонд. Хорошее дело. Но и в этом деле существует масса проблем и недоработок. Один из примеров – цены на ГСМ. Как известно, стоимость горючего сейчас в большой степени диктуется мировым рынком. И это при разной покупательской способности населения развитых и развивающихся стран. Чтобы хоть как-то удержать потребительские цены на ГСМ в приемлемых рамках, правительством был введён пороговый уровень цен. Для поддержания предельных цен государство обещало выделять не менее 10 тысяч тонн в месяц нефтепродуктов различного сорта для ВКО. В реальности же, за последний месяц от правительства поступило: бензин АИ-80 – 1100 тонн, АИ- 92 – 1015 тонн, дизтоплива – 2145 тонн, то есть не более 10-20% от заявленных обещаний. Да и те поступили лишь благодаря настойчивости акима области, которому приходится по старым добрым традициям «выбивать» отпущенные фонды из центра. Всё это не имеет никакого отношения ни к свободе рынка, да и на старые плановые методы не тянет. Куда же уходит недополученное топливо? Скорее всего, в частные структуры, где и продаётся по свободной цене, намного превышающей положенный правительственный порог. Почему и как это происходит? На заседании об этом не было сказано ни слова. Также осталось непонятно – почему не работают 3 млрд. тенге государственной субсидии, предоставленной для развития тепличного хозяйства? Никакого снижения цен от этих субсидий население не ощутило. И по-прежнему удовлетворяет потребность в томатах-огурцах за счёт китайских овощей. Последние, кстати, пересекают границу, заявленные по цене всего в 70 тенге. И уже в областном центре вырастают в стоимости до 500-700 тенге. Вот вам и не более чем 10% надбавка, под которой добровольно подписались владельцы сотен торговых точек! Впрочем, возможно она и существует, но только количество посредников между товаропроизводителем и конечным продавцом продукта столько набирается, что если каждый добавит по 10%… Прежде всего, это касается, конечно, импортной продукции. Но и с местной то же самое. Молоко поступает от производителей по цене 70-80 тенге за литр и превращается в магазинах в 170-180 тенге. Впрочем, здесь можно отметить приговор не только конечной системе реализации, но и всему аграрному сектору страны и области. Об этих проблемах и многих других говорил на заседании начальник управления сельского хозяйства ВКО Дюсумбай Селиханов. Он же попытался несколько приободрить собравшихся, сообщив об увеличении поголовья скота, о закупе племенного стада, о щадящих кредитах для сельчан и т.д. Но, в то же время, пояснил, что ощутимых результатов следует ожидать ещё долго. Ведь порезать скот, как это сделали в 90-е годы – легко, а вырастить его значительно труднее.
Ничего не сообщил докладчик о том, как эти льготные кредиты и субсидии отразятся на конечной цене продукции. Пока все эти рапорты о десятках миллиардах вложенных или планирующихся к вложению в сельское хозяйство, вызывают подчас недоумение у простого обывателя. Ведь он судит о продовольственной безопасности исключительно на уровне ассортимента продуктов и розничных ценниках на них. Если же и в будущем цифры на них будут также стремительно увеличиваться, как за последние пару лет на мясо-молочную продукцию, то у населения сложится мнение, что отрабатывать данные кредиты заставляют не только фермеров, но и всех потребителей. Тогда надо задать вопрос – кому это выгодно? И можно понять, что, прежде всего банковскому сектору, на который сейчас зол весь мир.
Одним словом, все рассуждения, которые слышны на каждом подобном заседании из года в год об усилении контроля над перекупщиками, альтернативных торговых точках, о частичном государственном участии в планировании рыночных цен, о государственно-частном партнёрстве и т.д., обращены, по сути, в пустоту. Население не верит подобным полумерам. Сегодня больше строится всяких торговых домов. В них вложены миллиарды. Вот если бы такие же деньги направлять в овощехранилища и молочные цеха! А в это время тысячи людей ежедневно отовариваются на мелких оптовках и прочих «тропах», экономя каждый тенге.
Для объективности нужно отметить, что проблему насыщения относительно дешёвыми овощами власти, всё-таки, решили. На муниципальном рынке можно свободно купить картошку и морковку по 45 тенге, свёклу по 60 тенге за килограмм. Но это лишь малая часть расходов народа на питание. По расчётам нашего читателя, скрупулёзно ведущего подсчёты и записи личного бюджета, он тратит в год 75% денег на мясную продукцию и молоко. При этом мясо практически не покупает, лишь иногда недорогую колбасу и пельмени в пачках. Плюс молоко, масло. А вот с этим государство пока ничего поделать не может, и, судя по всему, и не хочет. На том же муниципальном рынке мясо дороже, чем на рядом расположенном частном. На ценниках написано, что, например, говяжьи рёбрышки стоят 970 тенге, а реально продают по 1100. А на Центральном можно сторговаться и купить отличные мясистые рёбрышки по 1000 тенге. Государство должно активно войти в сферу торговли и сбить своим участием цены. Только вот будет ли оно это делать? Если чиновники равнодушно взирали, как гниют под снегом миллионы тонн зерна – о чём тогда можно говорить! Вся беда в том, что если мы откроем имена собственников, то окажется, что крупнейшие собственники у нас как раз самые высшие чиновники. Так неужели они будут принимать решения против своих личных интересов?

Пресс-служба Восточно-Казахстанского  обкома КНПК

Яндекс.Метрика