Home » Карагандинский обком, Партийная жизнь » Караганда: Актуальные проблемы образования

Караганда: Актуальные проблемы образования

Как будет внедряться трехъязычие в школах, каким образом устраняются ошибки в учебниках, когда начнется широкое обсуждение реформ в сфере образования до их внедрения. Эти и многие другие вопросы обсудили карагандинские народные коммунисты, общественники, чиновники от образования и гражданские активисты 16 сентября на круглом столе, тема которого была обозначена как «Актуальные проблемы образования в Казахстане”

Реформ больше – знаний меньше

В своем докладе второй секретарь Карагандинского обкома КНПК Тимур Сайфуллин отметил, что партия уже не однажды поднимала вопросы образования. Вместе с тем, состояние школьного, среднего и высшего образования в нашей стране по-прежнему вызывает множество вопросов и нареканий со стороны общественности.

– КНПК не однажды обращала внимание общественности на вопиющие системные проблемы в сфере образования нашей Республики – такие как: поборы в школах, обеспечение школьников бесплатными учебниками, отмена горячего питания для учеников младших классов. Но поразительно то, что проблем из года в год сфере образования не уменьшается, а растет, – констатировал Тимур Магдатович.

Он подчеркнул, что при несокращающемся количестве реформ, инициируемых Минобразом, качество образования отнюдь не улучшается.

– Об этом красноречиво свидетельствуют результаты ЕНТ. Приведу небольшой пример: если в 2010 году пороговый уровень не могли преодолеть 10,8% выпускников, то уже в 2016 году из 84079, пороговый уровень не смогли преодолеть 14 252 выпускника, то есть 16,5%. Проблемы качества образования испытывают и среднеспециальные учебные заведения. Об этом свидетельствуют результаты КТА – комплексного тестирования абитуриента, для выпускников средне профессиональных учебных заведений. В 2014 году 84496 абитуриентов сдавали комплексный тест, пороговый уровень в 50 баллов не преодолели 56017 абитуриентов, что составляет 66,29%. Спустя два года все ожидали улучшения результатов, но, увы, в 2016 году порог не преодолели уже 67,51% абитуриентов.

Докладчик подчеркнул также, что сегодня даже сами педагоги не скрывают: тестирование как проверка знаний учащихся также не оправдало себя. И потому старые и проверенные формы контроля знаний в виде экзаменов потихоньку начинают возвращаться в образовательную программу.

Нет дороги – иди в педагоги?

Его выступление поддержали участники Круглого стола.

– Прежде чем вводить преподавание школьных дисциплин на трех языках, необходимо повысить статус школьного учителя, – высказал свое мнение секретарь Абайского райкома КНПК Владимир Малыхин. – Кроме того, нужно обратить внимание на подготовку педагогов, которые начнут обучать наших детей предметам на трех языках.

– В странах с успешной системой образования, таких как Сингапур, Финляндия, Южная Корея, где ученики показывают высокий уровень знаний, центральное место в системе образования занимает учитель, – поддержал его социолог Сергей Фролов. – Высокий статус педагога, высокий уровень знаний, высокое вознаграждение являются отличным стимулом для конкуренции в сфере образования. Специальность учителя выбирают самые лучшие и способные. Но и после обучения в профильных вузах, пройдя строжайшую систему оценки качества знаний, на работу в школу устраиваются самые квалифицированные и подготовленные. Таким образом к обучению детей допускаются понастоящему талантливые люди. Лучшие учат самому лучшему.

Он привел также данные исследования «McKinsey&Company» «Как добиться стабильного высокого качества обучения в школах» учащиеся в классах с высококвалифицированными учителями, прогрессировали в три раза быстрее, чем дети, которые попали к учителю с низкой квалификацией.

– Слабый учитель оказывает негативное влияние на результаты обучения особенно в начальной школе, – согласилась с предыдущими ораторами председатель совета ветеранов Карагандинского обкома КНПК Лидия Близнюченко. – А в казахстанских школах учиться на педагога идут в основном дети со средними оценками и ниже, вследствие невысокого проходного балла. Но из-за низкой зарплаты, особенно на начальном этапе, самые квалифицированные из них выбирают другие сферы, где могли бы применить свои знания и навыки. Поэтому зачастую на работу в школу приходят не самые лучшие кадры.

Это утверждение преподаватель КарГУ Александр Кочкин подкрепил статистикой:

– Согласно международной программе по оценке образовательных достижений PISA система образования Казахстана спустилась на 49 место из 65 стран, по данным за 2012 год.

Он также рассказал, опираясь на свой педагогический опыт, что количество абитуриентов также сократилось, поскольку лучшие выпускники уезжают на учебу в ближнее и дальнее зарубежье.

“Все хорошо, прекрасная маркиза!”

В ответ на критику системы образования со стороны участников круглого стола чиновники от образования привели свои аргументы в пользу этой самой системы.

– Нововведения, которые внедряются у нас в систему образования, широко обсуждаются, – парировала заместитель руководителя управления образования Бактыгуль Адекенова. – Напаример, проект по введению трехъязычия в школах обсуждался не только на уровне Управления и ГорОО, но и в педагогических коллективах. Педагоги внесли множество своих предложений, которые были направлены в Министерство образования.

Опровергла она и утверждение о том, что количество абитуриентов в Караганде снижается.

– Количество сдающих ЕНТ по Караганде стабильно. Есть снижение только по отдельным городам-спутникам.

Что же касается уровня подготовки педагогов, то здесь, заверила чиновница, все также не так плохо.

– В нашей области педагогов дошкольного образования готовят колледжи, которых у нас пять. В своем обучении они тоже претерпевают изменения. Мы понимаем, что движущая сила в системе образования – это педагоги. Поэтому с педагогами ведется очень большая работа. Например, все учителя начальных классов в прошлом и этом году прошли курсы по обновленному содержанию. Эта работа будет продолжена и в дальнейшем. Кроме того, в этом году 12% от госзаказа выделено на педагогические специальности. А это значит, что для подготовки специалистов создаются все условия.

Бактыгуль Адекенова призвала родителей не страшиться введения трехъязычия в школах.

– Этот процесс будет идти постепенно, – сказала она. – Сейчас происходит подготовительный этап – мы готовим педагогов. Параллельно идет подготовка учеников начальных классов. Теперь английский язык в первом классе будет преподаваться два часа в неделю. Казахский язык также будет изучаться с первого класса. Затем в средней школе будет внедрено изучение терминов на трех языках. И лишь с 10 класса преподавание химии, физики, биологии и информатики на английском языке.

На резонный вопрос: не приведет ли новшество к тому, что школьники, которым плохо даются иностранные языки, не смогут освоить химию, физику, информатику и биологию вообще, чиновница не смогла дать вразумительного ответа, отметив лишь:

– Есть специальная литература, которая не переведена ни на казахский, ни на русский языки, и доступна только на английском языке. Это же хорошо, что наши дети смогут читать научную литературу в оригинале. Это требование времени.

Не критикой единой…

Тем не менее, итогом круглого стола стали предложения по улучшению ситуации в системе казахстанского образования, которые участники встречи постановили отправить в Мажилис Парламента РК. В их числе:

  1. Министерству здравоохарненения и социального развития РК рассмотреть возможность увеличениезаработной платы педагогам в первый же год работы.
  2. Министерству здравоохраненения и социального развития РК рассмотреть предложение приравнять педагогов к государственным служащим, с предоставлением соответствующих социальных льгот и гарантий.
  3. Министерству образования и науки РК увеличить финансирование школ, усовершенствовать материально-техническую базу школ.
  4. Во всем мире сейчас идет тенденция, когда к работе учителями привлекают успешных людей, из разных сфер. Бывшие банкиры, экономисты, IT специалисты, после прохождения педагогических курсов идут работать в школы. Такой подход позволяет дать детям уникальные знания и навыки. Предлагаем Министерству образования и науки РК рассмотреть такой вариант привлечения специалистов в казахстанские школы.
  5. Министерству образования и науки РК усилить информационную поддержку деятельности ведомства, особенно, что касается внедрения 12-летнего образования, трехязычия, снабжению школ учебниками.
  6. Министерству образования и науки РК усовершенствовать систему вузовской подготовки педагогов, создать систему оценки качества знаний студентов, обучающихся на педагогических специальностях.
  7. Такие предметы как физика, химия, биология формируют мировозренческие взгляды личности, изобилуют различными терминами, сложными для понимаю на иностранном языке. В этой связи мы считаем, что эти предметы необходимо преподавать на родном языке. Считаем, на английском языке можно преподавать такие предметы как информатика и технология. Просим Министерство образования и науки РКрассмотреть такой вариант.
  8. Зачастую классную мебель, которую заказывают в школы, не соответсвует стандартам. Из-за этого, дети с раннего возраста могут быть поддвержены различным заболеваниям опорно-двигательного аппарата. Просим Министерство образования и науки РК разработать типовые стандарты классной мебели, вести контроль за их исполнением.
  9. Министерству образования и науки РК сократить срок прохождения переподготовки с 5 до 3 лет.
  10. Вернуть льготы на проезд для учащихся средних школ, гимназий и лицеев.
  11. Создать в школах группы продленного дня для учащихся младших классов.

Карагандинский ОК КНПК

Яндекс.Метрика