Home » Аналитика » Казахстанский планшет так и не включился

Казахстанский планшет так и не включился

Лопнуло еще одно «инновационное чудо» – казахстанский планшет уходит с рынка, так на нем и не появившись. Государственные деньги, вложенные в этот проект, вернуть удастся вряд ли. А ведь все так грандиозно начиналось…

Завод «Caspiy Electronics» в Актау торжественно открывали в конце 2011 года, презентовав  его по телемосту Главе государства. На предприятии собирались выпускать телевизоры, мониторы и планшетные компьютеры – что тогда казалось настоящей сенсацией. Тем более что, как обещали производители, он будет не просто собираться в Казахстане, но и использовать местное программное обеспечение.

Правда, впоследствии стало проясняться, что из местного содержания в планшетнике будет только название – «Акку», меню на казахском языке, а также играющий кюй “Сарыарка” при включении гаджета. Сам аппарат, как оказалось, будет производиться в Китае.

Собственно, бизнес-идея заключалась в том, чтобы собирать планшет на предприятии на территории специальной экономической зоны ««Морпорт Актау». А это дает  освобождение от таможенной пошлины на комплектующие и от подоходного налога. В итоге, как заявлялось, изделие обойдется покупателям всего в 500 долларов.

Планы по сбыту компании лелеяла наполеоновские. Она намеревалась покорить рынок не только Казахстана, но также России и Беларуси, а затем выйти в Иран.

Поразительно вовсе не это, а тот факт, что на данные обещания «купилось» и государство. Акционером «Caspiy Electronics» стала социально-предпринимательская корпорация  (СПК) «Каспий», которая получила 25% участия в нем и вкладывала бюджетные деньги.

Планшет, как таковой, все же появился. Компания заявила, что к 2014 году будет производить их по 21 тысяче штук ежегодно. Затем новости от проекта перестали поступать. А на днях зампред СПК «Каспий» сообщил, что корпорация продает свою долю в проекте.

Вот только вряд ли ее кто-то купит. Частный бизнесмен не вложил бы свои деньги в подобный прожект. Бюджетные средства – другое дело. Они ведь у нас «ничьи».

Примечательно, как объяснили чиновники неудачу проекта по выпуску отечественных планшетов. «Основной причиной является наличие на рынке планшетов, ноутбуков, смартфонов стран-производителей, а также отсутствие интереса со стороны компаний-держателей брендов», – заявил первый вице-министр индустрии и новых технологий Альберт Рау.

Интересно,  а раньше, когда только планировали завод и выделил на него бюджетные деньги, не замечали, что на рынке продаются зарубежные планшеты и смартфоны?! Раньше не просчитывали, что 500 долларов никто не отдаст за совершенно неизвестный товар, единственным достоинством которого является звук кюя?!

Конечно, фиаско отечественного планшета – далеко не самый крупный провал при построении «инновационной» экономики. Однако он очень ярко символизирует стиль работы казахстанских «инноваторов».

Ведь, по сути, именно в таком стиле у нас реализуется большая часть проектов по выпуску новых товаров. Никто не просчитывает рынок, не анализирует спрос и не изучает мнение потребителей. Достаточно одобрения высокого начальства. Как только оно получено, выделяются деньги и начинается строительство.

А потом вдруг с удивлением обнаруживается, что покупатели товар приобретать не хотят, и не помогает даже высокое начальство. Там, где можно, включают административный ресурс – как, например, в случае с автомобилями отечественной сборки. Там, где этот номер не проходит, просто машут рукой на проект и потраченные бюджетные средства.

 

Сагит!Оспанов

 

http://vmeste.com.kz/?p=1645

 

Яндекс.Метрика