Home » Аналитика » Казахстанцы стали больше есть

Казахстанцы стали больше есть

Меньше всего хлеба, сахара, кондитерских изделий и шоколада едят в Астане. Алматинцы же лидируют по потреблению мяса, фруктов, молока и яиц. В рационе жителей сельскохозяйственной Жамбылской области почему-то меньше всего овощей, а жители прикаспийской Мангистауской области меньше всех регионов потребляют рыбы.

Постоянно растущие цены на продукты традиционно являются главным двигателем инфляции и острой социальной проблемой. Последние данные не стали исключением: в июне 2012 года продовольствие подорожало на 3,6%, по сравнению с июнем прошлого года.

Вместе с тем, чиновники сумели найти и положительную статистику. Стоимость круп понизилась на 28,6%, сахара – на 19,4%, фруктов и овощей – на 15,9%, муки – на 10,2%.

Одновременно вышла информация, что выросло потребление по всем видам продуктов питания без исключения – от молока и хлеба до овощей и морепродуктов. Можно было бы предположить, что именно снижение стоимости подстегнуло рост потребления. Однако на поверку оказалось, что это далеко не так.

Дело в том, что многие продукты существенно подорожали. Лидером по-прежнему остается мясо. Говядина выросла в цене на 26,3%, баранина – на 22,5%, конина – на 21,6%, свинина – на 18,3%, мясные продукты — на 9,9%. Между тем, потребление мяса выросло на 7,5%. Получается, что казахстанцы стали есть больше мяса не благодаря, а вопреки рыночным ценам. Так что производители, а главное, торговцы мясом в любом случае застрахованы от кризисов. Спрос на него, говоря экономическим языком, является неэластичным, то есть не зависит от цены. Чем продавцы с успехом и пользуются.

Помимо мяса, испортили статистику и другие продукты. Рыба подорожала на 5,3%, алкогольные напитки – на 4,5%, молочные продукты – на 4,9%, кофе, чай и какао – на 5,4%, кондитерские изделия – на 6,6%.

Если учесть, что мясо, молочные продукты и рыба стоят существенно дороже, нежели крупы, то в целом казахстанцы стали намного больше расходовать на покупку еды.

Если верить официальной статистике, модели потребления отличаются в городе и селе. Горожане съедают больше яиц, мяса, молочных продуктов, фруктов. Сельчане опережают их по потреблению овощей, хлеба, круп, сладостей, жиров.

Сохраняется очень большой разрыв цен на продовольственные товары между регионами. По многим позициям (рис, гречка, яйца, яблоки, капуста, картофель) цены отличаются более чем в два раза. Это означает, что у нас нет единого продовольственного рынка и среднестатистический уровень цен на продукты – это показатель очень и очень условный.

Но еще более угнетающим выглядит разрыв в потреблении продуктов между 10% наименее обеспеченных и 10% наиболее обеспеченных казахстанцев. Богатые в 4 раза едят больше мяса, рыбы и фруктов, в 3 раза больше яиц и молочных продуктов, в 2 раза больше овощей и сладостей. Малобеспеченные соотечественники отстают даже по потреблению хлеба и круп, которые занимают главное место в их рационе.

Именно этим и объясняется тот парадокс, что казахстанцы покупают больше продуктов, несмотря на их подорожание. Ведь рост потребления происходит за счет богатых слоев общества, а для них рост цен помехой не является.

Жазира!Нукеева

Яндекс.Метрика