Home » "Коммунист Казахстана" » КНПК и образование

КНПК и образование

Состояние современного казахстанского образования во всех его структурных подразделениях –  начальная школа, средняя общеобразовательная школа, средне-специальные учебные заведения и высшее образование, вызывает серьезные нарекания со стороны практически всех задействованных тем или иным образом лиц: преподавательского состава, самих учащихся и их родителей. Похоже довольны только лишь сами чиновники министерства образования и науки, из года в год рапортующие о грандиозных успехах, продвижении в мировых рейтингах, переходе к 12-летнему образованию и все более высоких показателях ПГК и ЕНТ. Стоит ли говорить о том, какой вред приносит подобное формально-бюрократическое отношение к национальной системе образования. Между тем значительный опыт в этой сфере был накоплен еще в советскую эпоху. Как совершенно справедливо писал в своей статье «Возрождение нравственных ценностей – одна из главных задач КНПК» секретарь ЦК КНПК Жамбыл Ахметбеков: «Коммунисты на протяжении всех лет советской власти уделяли огромное значение развитию культуры и образования, благодаря чему были достигнуты впечатляющие успехи во всех областях общественной жизни и науки».

Проблемы современного образования

Между тем в отечественном образовании скопилось множество так до сих пор и не решенных проблем.  В первую очередь, это нехватка самих учебных заведений, из-за чего распространенным фактом является переполненность школ, что отрицательно влияет на качество образования и уровень знаний детей. Во-вторых, ощущается проблема нехватки специалистов, особенно это касается сельской местности, где порой в силу отсутствия нужного специалиста учебные занятия проводит учитель с другой специализацией: к примеру, филолог ведет биологию, физик математику и химию и т.д.  Объясняется подобный острый дефицит педагогических кадров, прежде всего, неразвитостью инфраструктуры села и низкой заработной платой учителей. И решать эту проблему необходимо в комплексе.  В-третьих, всеобщее нарекание вызывает низкое качество учебной литературы. Дело дошло до того, что сам глава государства в одном из своих выступлений затронул эту тему. Из процесса производства учебников сделали своего рода бизнес, в котором качество содержания отходит даже не на второй, а на третий, четвертый план. В-четвертых, далеко не все дети охвачены дошкольным воспитанием: проблема заключается в острой нехватке детских садов. И хотя государство стремится всеми силами решить данную проблему, однако она по-прежнему стоит очень остро. В-пятых, крайне глубоко зашел процесс бюрократизации учебно-воспитательного процесса. Бесчисленные отчеты, мониторинги  и проверки не способствуют налаживанию эффективной работы, как педагогического коллектива, так и каждого учителя в отдельности. Проблемы образования, усугубленные реформаторской чесоткой непрерывно меняющихся министров, требуют незамедлительного решения, а не косметических операций.

Социальный статус учителя

Главным действующим субъектом образовательного процесса, его непосредственным катализатором является учитель. И очень многое в дальнейшем, будем надеяться, успешном развитии казахстанского образования зависит от статуса педагога, его положения в обществе. Совершенно невразумительное звание гражданского служащего ни в коем разе не повышает статус учителя. Между тем, как учителя, так и врачи в силу своего образования и тех функций, которые они выполняют, безусловно, являются государственными служащими. Поэтому одним из требований народных коммунистов является придание всем работникам образования, задействованным в государственной системе образования, статуса государственных  служащих.

Статус статусом, но крайне важным является и материальная сторона дела, а именно уровень заработной платы учителей. Так называемые ежегодные повышения заработной платы работникам бюджетной сферы на самом деле обыкновенная индексация маленьких зарплат, так как ни о  каком повышении реальной зарплаты говорить не приходится, так как вся прибавка съедается инфляцией, ростом цен и тарифов на коммунальные и прочие услуги. К тому же существуют дополнительные материальные расходы, которые несут учителя в силу своей профессиональной деятельности: постоянное приобретение канцелярских товаров, учебной методической литературы, а также систематические поборы в виде принудительной подписки на провластные газеты и пр.

Поэтому Коммунистическая Народная партия Казахстана неоднократно заявляла о необходимости кардинального улучшения материального положения учителей. Усиление социальной защиты этой категории населения. И в первую очередь, необходимо увеличить на 100 % зарплату учителям и затем ежеквартально проводить индексацию зарплаты с учетом инфляции и роста цен.

Педагогический труд является одним из самых напряженных видов деятельности с точки зрения интеллектуального и психологического напряжения, эмоциональных перегрузок. Средняя продолжительность жизни учителей одна из самых низких в стране,  организм и нервная система, находящиеся под постоянным стрессом, попросту изнашиваются и не выдерживают. Народные коммунисты требуют от власти введения  для работников образования и здравоохранения льготной пенсии по выслуге лет, которая будет наступать по достижении 25-летнего профессионального стажа. Уже выйдя на льготную пенсию, работник, исходя из состояния здоровья, самостоятельно будет решать вопрос,  продолжать ли ему трудовую деятельность или нет. Льготная пенсия по выслуге лет есть у работников внутренних органов и военных. Мы полагаем, что своим трудом представители самых гуманных профессий – учителя и врачи – заслужили подобное право.

Реформирование системы образования

Коммунистическая Народная партия Казахстана с момента своего возникновения в 2004 году неоднократно поднимала вопрос отмены Единого Национального тестирования (ЕНТ) и возвращения к традиционным экзаменам. В этом вопросе КНПК имеет ту же точку зрения, что и Коммунистическая партия Российской Федерации, которая у себя в России также выступает за отмену ЕГЭ. Народные коммунисты считают, что подобная форма проведения вступительных экзаменов в вузы, которая принята сейчас в Казахстане, а именно ЕНТ, не способна объективно оценить знания учащихся, их интеллектуальный багаж и имеющиеся способности. Также задания по ЕНТ не учитывают специфику профильного  обучения в 10-11 классах и тем самым, во-первых, ставят выпускников в заведомо неравные условия, а во-вторых, подобная форма проверки знаний учащихся противоречит целям самой Концепции образования, принятой в Казахстане. Кроме того, подготовка к ЕНТ и участие в нем вызывает сильнейший эмоциональный стресс как у учащихся, так у их учителей и родителей. Не потому ли идет рост подросткового суицида? К тому же сама форма проведения ЕНТ не способна эффективно противостоять коррупционным правонарушениям, о чем вся страна узнала три года назад, когда в Южном Казахстане чуть ли не открыто продавали ключи к тестовым вопросам. Более того, сама система ЕНТ служит дополнительным катализатором проникновения коррупции в систему образования.

Мы считаем также, что учебные заведения республики должны стать оплотом демократии и первой ступенью на пути укрепления народовластия путем децентрализации школьной системы управления. Педагогические коллективы должны обладать правом избрания руководящего персонала школы, колледжей, лицеев и вузов (директора, завучей, ректоров) и обладать правом их смещения в случае неудовлетворительной работы. Процесс демократизации школы во многом поможет справиться с теми негативными явлениями, которые встречаются в сфере образования.

И в заключении вновь нельзя не затронуть социальное положение работников педагогического труда. Краеугольным камнем в системе образования любой  страны является учитель,  это давным-давно поняли на Западе. Меняются методы и формы обучения, претерпевают изменения постулаты педагогики, изменяются цели и задачи учебного процесса, но одно остается неизменным – значение и роль учителя в данном процессе. И если мы хотим поднять страну, если мы хотим вырастить высококлассных специалистов, способных вывести Казахстан в число развитых стран мира, то надо выводить на новый, качественно более высокий уровень национальную систему образования. А это невозможно без обеспечения достойных условий  труда и жизни учителей.

Султанбек Султангалиев,

член ЦК КНПК,

г.Уральск

Яндекс.Метрика