Home » "Коммунист Казахстана" » Колхозный рынок

Колхозный рынок

Помнится, несколько лет назад у наших властей была неплохая идей – организовать муниципальные рынки, куда бы сельчане и дачники могли привозить на продажу свой товар. Тогда заявлялось, что таким образом ликвидируются щупальца перекупщиков, плотным кольцом обступивших производителей, и значительно -снизятся продажные цены на продукты питания. Спустя пару лет, эти муниципальные рынки мало чем отличаются от обычных базаров. На них не встретишь производителей, а цены там порой выше, чем в соседних супермаркетах.

Народные коммунисты, как и все здравомыслящие граждане Казахстана, не раз задавались вопросом: почему в стране, которая кормит полмира своим зерном, такие высокие цены на продовольствие? И речь ведь не идет о каких-то экзотических овощах-фруктах. Речь идет о своем, отечественном. Картошке, например.

На базаре на подобный вопрос любой продавец с надрывом в голосе начнет рассказывать о сложной жизни сельчан. Однако, если копнуть поглубже, то продавец этот не только не имеет отношения к селу, но даже не видит в глаза того, кто выращивает продающуюся на муниципальных рынках продукцию.

На днях этими странностями озаботился и Ккабмин. Он, наконец, решился разработать механизм государственной поддержки розничной торговли «в целях устранения непродуктивных посредников, то есть перекупщиков».

Просто удивительно, но правительство путем долгого анализа, маркетинговых исследований и статистических расчетов пришло к тому же выводу, что и народ безо всяких умных выкладок: «практически половина объема товарооборота приходится на торговлю на стихийных рынках», «неразвитость современных форматов торговли является благоприятной почвой для непродуктивных торговых посредников, аккумулирующих основную прибыль в цепочке «производитель-посредник-розница»», «в основном непродуктивные посредники сконцентрированы в реализации скоропортящихся продовольственных товаров». «Бессистемное приобретение посредниками продукции у мелких товаропроизводителей, так скажем, со двора, позволяет диктовать перекупщикам собственную ценовую политику, ущемляя интересы как производителей, так и повышая цены для конечных потребителей», – осенило министра экономического развития и торговли Бакытжана Сагинтаева.

Сегодня 55 процентов валовой продукции сельского хозяйства приходится на долю личных подсобных хозяйств. 88 процентов молока, производимого в Казахстане, 80 процентов мяса и 72%процента картофеля производится в личных подсобных хозяйствах. Но сбывать товар мелким производителям просто некуда.

В советское время была широко развита сеть потребкооперации. И с идеей возрождения такой системы у нас не раз обращались в правительство разного рода предприниматели. Надо, говорили они, всего лишь организовать в стране точкеи сбора продукции, куда могут нести свой товар как фермеры, так и дачники. Но каждый раз такие предложения наталкивались на глубокое молчание чиновников.

И вот Ккабмин опомнился. Одной из главных причин наличия на рынке армии перекупщиков в правительстве назвали «отсутствие оптового звена сельскохозяйственной продукции, интегрированного с сельхозтоваропроизводителями и торговыми сетями». «В настоящее время действующие во многих регионах торгово-логистические центры задействованы в

торговле лишь с импортируемой сельхозпродукцией, не обеспечивая транспортировку, хранение и продажу продукции отечественных фермеров», – констатирует Сагинтаев.

Он предлагает укрупнять сельхозформирования (для оптовой покупки их продукции) через развитие потребкооперации: «Сегодня, исходя из международной практики, потребительские кооперативы являются системным звеном в обеспечении прямых поставок продукции сельского хозяйства в торговые сети. В этом плане мы поддерживаем МСХ, которое начало работу по внесению соответствующих изменений в закон о сельской потребительской кооперации. Также мы поддерживаем другое предложение МСХ – о необходимости переориентации субсидий, выделяемых для АПК на плательщиков НДС и сельскохозяйственных потребительских кооперативыов. Аналогично, как и по КазАгро, сельские потребительские кооперативы также должны стать получателями такого вида господдержки. В этой связи предлагаем разработать единую концепцию развития потребительской кооперации в Казахстане, которая будет предусматривать меры господдержки всех видов потребкооперативов».

Кстати, одним из ключевых вопросов, мешающих сегодня сельхозпроизводителям объединяться в сельхозкооперативы, являеются неравные условия по обложению НДС производителей и переработчиков сельхозпродукции с розничными торговыми сетями, что также способствуюет деятельности непродуктивных посредников. Как было заявлено в Ккабмине, в рамках нового механизма поддержки розничной торговли произойдут изменения в налогообложении. Но только в части отмены разовых талонов и патентов на реализацию продовольственных товаров,. По словам Сагинтаева, это позволит исключить стихийную торговляю продовольственными товарами на рынках и привентировать торговлю через крупные торговые сети. Однако, как настаивает глава МСХ Асылжан Мамытбеков (напомним, он недавно встречался с фракцией КНПК в мажилисе), до радикального решения вопрос с НДС никакого сдвига не будет.

Впрочем, на этом проблемы с обеспечением качественного и дешевого продовольствия не заканчиваются. Наличию на рынках спекулянтов способствует также неразвитость современных форматов розничной торговли, которая приводит к значительным операционным издержкам розничного сектора. Сегодня в стране 818 рынков, 548 из них находятся в городах, но их вид далек от городских стандартов. «Большинству торговымх рынкамов свойственна не только антисанитария и низкий уровень сервиса, но и высокая доля теневого оборота», – констатировал министр. По его мнению, плавный переход от стихийного торгового рынка на современные форматы торговли позволит ликвидировать звено перекупщиков и на этом этапе. «Перекупщикам, не имеющим гарантированных каналов поставок, документации на товар, и соответственно, использующим серые схемы налогообложения, невыгодно работать с крупными торговыми сетями. Поэтому мы должны обеспечить необходимую поддержку для развития современного формата торговли», – заявил он.

Яндекс.Метрика