Home » "Коммунист Казахстана" » Колонтитул: Партийная жизнь

Колонтитул: Партийная жизнь

Выборы-2012: подведение итогов

«Каждый народ заслуживает то правительство, которое имеет»

Итак, внеочередные парламентские выборы в Казахстане завершились. Три политические партии «Нур Отан», «Ак жол» и Коммунистическая Народная партия Казахстана, преодолев семипроцентный барьер, прошли в высший законодательный орган страны. Уважая мнение читателей, не буду приводить официальные данные Центризбиркома, потому что от реального результата голосования они, конечно, далеки. Оценки независимых наблюдателей дают более точную картину голосования, во многом совпадающую с моим предварительным прогнозом.

О том, что Акордой была дана установка, чтобы «Нур Отан» получил 80 %, а «Ак Жол» не менее 15 % голосов избирателей не знает, разве только ленивый. Однако этого не случилось, во многом благодаря отсутствию заинтересованности нуротановских чиновников в активном продвижении «Ак Жола», так как у них болела голова совсем по другому поводу – интенсивной агитационной работе народных коммунистов.

«Нур Отан»

Обьективно «Нур Отан» выиграл, хотя, конечно же, не с такими процентами, как подсчитал Центризбирком. Мощнейший финансовый, медийный и административный ресурс власти был полностью задействован. Но главная причина победы партии власти – это вопиющая пассивность народа как результат неумения оппозиции работать с населением. Надежда на то, что люди, наконец-то, проснутся от спячки и проявят свою гражданскую позицию, не оправдалась, и мы вновь имеем ту власть, которую заслужили своим равнодушием, политической безграмотностью, логически необъяснимой детской наивностью взрослых граждан, рабской покорностью членов участковых избирательных комиссий, глубоко укоренившимся неверием в то, что именно от нас, простых людей, зависит судьба страны, зависит наше собственное будущее.

«Ак жол»

Результат «Ак Жола» – это просто результат работы астанинских политтехнологов плюс отголоски воспоминаний людей о прежнем  «Ак Жоле», когда эта партия была реальной оппозиционной силой на политической арене Казахстана. Назвать кучку предпринимателей быстро скооперировавшихся в преддверии парламентских выборов политической организацией – язык не поворачивается. Впрочем, у этой партии в отличие от «Нур Отана»  есть перспективы дальнейшего развития, если она выберет правильную стратегию поведения, а именно: «Ак Жол» уйдет в автономное плавание, всячески дистанцируясь от партии власти, подчеркивая свою оппозиционность и хоть как-то решая проблемы граждан (благо финансовые ресурсы у неё есть) тем самым зарабатывая себе политические очки. На мой взгляд, «Ак жол» будет задействован в качестве базовой партии для следующего второго президента РК.

Коммунистическая Народная партия Казахстана.

Все отечественные политологи сели в лужу в отношении прогнозов шансов коммунистов преодолеть семипроцентный барьер.

Сказать, что политическая ситуация накануне выборов крайне благоприятна для Коммунистической Народной партии Казахстана— значит, не сказать ничего. Самый значительный и неожиданный сюрприз – это, безусловно, шестимесячный запрет на деятельность Компартии Газиза Алдамжарова. Таким образом, левая электоральная ниша полностью оказалось занятой народными коммунистами. На протяжении семи лет партия участвовала во всех политических кампаниях, пусть медленно, но методично наращивая партийный актив, продвигая свой бренд, свои идеи в гущу народа, добиваясь известности среди населения.

На сегодняшний день во всех регионах Казахстана существуют реальные партийные организации КНПК с политически грамотным активом, уже имеющим солидный опыт ведения избирательных кампаний. У партии есть своя молодежная структура, сайт, журнал, общереспубликанская газета. Не так уж и мало, учитывая скудные финансовые ресурсы народных коммунистов.

Почему же подавляющее большинство политологов крайне скептически отнеслось к шансам партии преодолеть семипроцентный барьер в Мажилис Парламента? Такое отношение можно, во-первых, объяснить предвзятостью политологов, черпающих свою первоначальную информацию у недоброжелателей коммунистов-народников. Во-вторых, подсознательное предубеждение против коммунистических идей и неприятие советского прошлого со стороны политологов и журналистов. В-третьих, информационная блокада деятельности КНПК, которую мы наблюдаем во всех без исключения средствах массовой информации, как государственных, так и частных (т.н. «независимых»). В-четвертых, официальная пропаганда при любой удобной возможности твердит о вырождении коммунистического движения в стране, падении популярности коммунистических идей среди населения. Все это в совокупности выливается в высокомерное снобистское отношение к коммунистам со стороны политического истеблишмента. Ярким примером подобного снобистского отношения политологов к КНПК может служить тот факт, что кандидата народных коммунистов Жамбыла Ахметбекова даже первоначально не включили в опросный лист во время президентской кампании 2011 года. Однако после роста популярности Ахметбекова им все же пришлось это сделать, а второе место кандидата КНПК и вовсе удивило всех.

Политический потенциал коммунистов достаточно велик  не только для того, чтобы преодолеть семипроцентный барьер, но и для того, чтобы занять второе место на парламентских выборах 2012 года.

КНПК – единственная в стране партия, которая имеет свой четко выраженный  и преданный электорат из представителей старшего поколения, ностальгирующих по советскому прошлому. Единственной альтернативой существующему несправедливому капиталистическому строю многие недовольные жизнью казахстанцы видят только в социализме (потому что нет другой разумной и исторически существовавшей альтернативы). А выразителем идей социализма среди политических партий является КНПК. С момента своего появления на политической арене страны  Коммунистическая Народная партия последовательно отстаивает линию военно-политического и экономического сближения с историческим союзником Россией, что добавляет симпатии к партии со стороны русскоязычного электората. У КНПК своего рода монополия в своей социальной нише, и этой монополии не страшны притязания других партий.

Достаточно посмотреть 3-4  настоящих протокола участковых избирательных комиссий на выборах 2007 года, чтобы убедиться: население голосует за коммунистов и поддерживает их, а также сравнить результаты КПРФ в соседней России – ведь историческое прошлое и ментальность у нас одна.

Общенациональная Социал-Демократическая Партия

У ОСДП было две стратегические ошибки: бойкот президентских выборов 2011 года и национал-шовинистическая риторика в преддверии парламентских выборов. У этой партии имидж прозападной, европейской организации, поэтому неожиданное употребление националистической риторики отпугнуло протестное русскоязычное население и не встретило доверия казахского сельского населения.

Руханият

Мамбеталин и Шаханов своей энергией и харизмой придали новый импульс партии. Возникла непредсказуемая ситуация с настроениями казахского электората и астанинские политтехнологи это вовремя уловили.

Настоящим бичом казахстанской политики является отсутствие политического маркетинга. Политика по сути это тот же бизнес, но у нас нет качественного подхода в этом вопросе. Лидеры некоторых партий имеют самое отдаленное представление о своем электорате. Общим является то, что каждая партия стремится охватить необъятное, стараясь угодить всем слоям населения. У КНПК во время этих выборов была четкая ориентация: пенсионеры, бюджетники и русскоязычное население. К предпринимателям мы даже не обращались, потому что это противоречит нашей идеологии и имиджу партии. Класс буржуазии не может быть электоратом коммунистов. Почему нет маркетинга? Потому что нет инструментария, то есть объективных результатов выборов.

Уроки выборов и прогнозы.

Мы находимся в той же ситуации, что и все эти годы: власть боится честной конкуренции и поэтому  всемерно использует все ресурсы, находящиеся в её распоряжении, чтобы удержаться на вершине. Население окончательно разуверилось в возможности проведения честных выборов и наступления положительных перемен в результате выборных процессов. Сложившаяся система мафиозно-полицейского государства не хочет меняться, даже если президент и будет пытаться предпринимать усилия по её реформированию. Лидеры оппозиции убедились в очередной раз, что «договориться по-хорошему» с правящими группировками современной казахстанской элиты никогда не удастся. Протестные настроения казахстанцев, усиленные наступающим мировым экономическим кризисом при существующей пропасти между обществом и властью, при вопиющей разнице уровня жизни богатых и бедных, в 2012-2013 годах могут вылиться в массовые акции протеста, и оппозиции надо быть готовой к этому и политически, и идеологически, и морально.

Со стороны «Ак орды» ставка будет сделана, как я уже говорил выше, на партию «Ак Жол». Именно эта партия официально от себя выставит кандидата в президенты Казахстана на следующих президентских выборах.

Думается, что будут внесены изменения в закон «Об общественных объединениях» в сторону упрощения регистрации политических партий и снижении количества членов партии необходимой для регистрации. Это выгодно «Ак орде», так как, во-первых, позволит продемонстрировать мировой общественности продолжающийся процесс демократизации в Казахстане, а во-вторых, и дальше дробить оппозиционные силы в стране, играя на амбициях отдельных политиков.

После выборов изменится расстановка сил в оппозиционном лагере. КНПК будет наращивать свою силу и влияние, укреплять численный состав и организационную структуру, полностью доминируя в левой электоральной нише. Думаю, что частью правящей элиты будет предпринята попытка создания новой партии национал-патриотического направления. Перспективность этого направления показала ситуация с «Руханиятом». Неминуемо изменится и персональный состав элиты политической оппозиции: на смену ветеранам будут выдвинуты более молодая поросль новых лидеров оппозиции.

Главный урок выборов для оппозиции имеет уже двадцатилетнюю давность – надо повышать политическую грамотность населения, формировать доверие к себе со стороны людей путем защиты их интересов. Сейчас в этом вопросе доминируют общественные организации, региональные СМИ, НПО. По большому счету, политические партии этим не занимаются в межвыборный период, вспоминая о людях в основном лишь в электоральное время. Поэтому народ и не доверяет политическим партиям, не знает их. Стоит ли удивляться тому, что народ голосует ногами?

Султанбек Султангалиев, член ЦК КНПК Уральск ЗКО

Яндекс.Метрика