Home » "Коммунист Казахстана", №31//20.09.2013 » КОНКУРИРОВАТЬ, ТАК ВМЕСТЕ!

КОНКУРИРОВАТЬ, ТАК ВМЕСТЕ!

Выступая на Правительственном часе, глава Антимонопольного агентства Болатбек  Куандыков рассказал депутатам о модельном законе «О конкуренции» стран ЕЭП. По его мнению, введение подобной модели позволит значительно гармонизировать национальные законодательства стран-участниц данного объединения.

Так же главный антимонопольщик страны сообщил, что  с начала 2013 года его ведомством завершено 78 расследований, в том числе 27 в отношении   госорганов,  45 – в отношении субъектов рынка. Поступившая в бюджет сумма штрафов за  нарушения антимонопольного законодательства  составила 181,8 миллиона тенге.

У депутатов-коммунистов нашлись вопросы к председателю АЗК. Так мажилисмен от КНПК Турсунбек Омурзаков поинтересовался, почему так вырос процент нарушений

– Выявлено 72 нарушения, – констатировал он. – Из них 27 (38 процентов) приходится на долю государственных предприятий. Согласно данным вашего агентства, за 2011-2012 годы доля нарушений государственных предприятий составляет 13 процентов. С чем связано 300-процентное повышение нарушений государственными предприятиями, и какие виды нарушений Вы можете назвать?

Так же депутат попробовал выяснить, какие полезные нормы из зарубежного законодательства были имплементированы в нашу антимонопольную нормативно-правовую базу.  А так же, как и когда в нашей стране появится  официальная методика расчета штрафов за нарушения правил конкуренции, и их наложения, и какие изменения нас ждут в связи с этим.

Куандыков заявил, что тут следует говорить не о росте нарушений, а о повышении их выявляемости.

– У нас идет рост по проверкам государственных органов по сравнению с предыдущими годами, – сообщил он. – Это работа проводится в соответствии с действующим законодательством о конкуренции.  К тому же представители бизнеса уже больше понимают в сфере законодательной защиты своих интересов, своих прав. Поэтому в настоящее время в агентство поступает больше жалоб и обращений в части принятия государственными органами нормативных правовых актов, которые ущемляют их права.  Почему идет рост? Потому что обращений стало больше и есть реакция АЗК на эти обращения.

В числе нарушений, антимонопольщик назвал двойное взимание платы за банковское обслуживание при оплате коммунальных услуг, отмены которого ведомству удалось добиться. А говоря про модельные нормы  и механизмы из работы, сослался на соседей-россиян.

– Перед тем, как применять соответствующие санкции в отношении субъекта рынка, нужно будет сначала предупредить его, – отметил антимонопольщик. – То есть если он нарушает – предупреждение. В течение десяти дней он не реагирует – мы можем применять соответствующие штрафные санкции, причем, достаточно серьезные.

Какими могут быть основные типы нарушений, и как планируется в этом отношении скоординировать антимонопольные законодательства стран Таможенного союза, спросил мажилисмен Жамбыл Ахметбеков. В качестве самых злостных и злободневных Куандыков назвал картельные соглашения.

– Это когда несколько компаний между собой договариваются, чтобы разделить определенный рынок и там уже диктовать условия, цены для других участников данного рынка, – разъяснил антимонопольщик. – Так же, это действия, которые направлены на то, чтобы устранить других субъектов рынка. Для этого применяются всевозможные методы, даже такие, как монопольно низкая цена – крупные компании приходят на рынок и сразу же снижают цену, чтобы вынудить компанию-конкурента уйти с этого рынка, а через какое-то время вновь все поднимают на прежних уровень.

Глава АЗК заверил, что заниматься диктовкой цен они  никому не позволят.

– В конечном итоге весь смысл, вся цель любой компании, которая нарушает антимонопольное законодательство, – чтобы устранить других конкурентов, – подчеркнул Куандыков. – То есть этот комплекс мер законодательством о конкуренции предусмотрен.

«Картельные» вопросы заинтересовали коммуниста Айкына Конурова.  Народный избранник полюбопытствовал, какие картельные соглашения, затрагивающие интересы социально уязвимых слоев населения выявлены, какие меры приняты в отношении них.

– И еще вопрос, – уточнил коммунист, – есть ли у Вас информация о том, что с принятием техрегламента Таможенного Союза, сертификация импорта и даже продукции производства Республики Казахстан монополизирована органами по сертификации Российской Федерации.

Куандыков отметил, что понятие «картель» весьма широкое.

– Когда мы говорим «картельный», речь идет не о внутриказахстанских  соглашениях между отдельными крупными предприятиями, – определил он. -Картельные – это когда оно уже имеет отношение к субъектам разных государств, которые ведут между собой определенную согласованную стратегию в области ценовой политики. Сейчас однозначно таких крупных картельных дел в производстве агентства нет, но в перспективе не исключены.

На вопросы о сертификации глава АЗК ответил туманно, мол, его ведомство только начало заниматься этой сферой и делать какие-то выводы преждевременно.

В целом, представители КНПК идеи по развитию интеграции одобрили. По мнению многих из них, такое объединение на евразийском пространстве становится ключевым фактором стимулирования экономического роста в регионе, что в перспективе должно привести к повышению жизненного уровня населения, стимулированию развития национальных экономик, промышленного производства и повышению конкурентоспособности производимых товаров за мировых рынках.

Маргарита Никитина, Астана

Яндекс.Метрика