Home » Партийная жизнь, Фракция "Народные коммунисты" » КОНКУРИРОВАТЬ, ТАК ВМЕСТЕ!

КОНКУРИРОВАТЬ, ТАК ВМЕСТЕ!

В понедельник, выступая на Правительственном часе, глава Антимонопольного агентства Болатбек КУАНДЫКОВ, рассказал депутатам о модельном законе «О конкуренции» стран ЕЭП. По его мнению, введение подобной модели позволит значительно гармонизировать национальные законодательства стран-участниц данного объединения.    

Так же главный антимонопольщик страны сообщил, что  с начала 2013 года его ведомством завершено 78 расследований, в том числе 27 в отношении   госорганов,  45 – в отношении субъектов рынка. Поступившая в бюджет сумма штрафов за  нарушения антимонопольного законодательства  составила 181,8 миллиона тенге.

У депутатов-коммунистов нашлись вопросы к председателю АЗК. Так мажилисмен от КНПК Турсунбек ОМУРЗАКОВ поинтересовался, почему так вырос процент нарушений

Выявлено 72 нарушения, – констатировал он. – Из них 27 (38 процентов) приходится на долю государственных предприятий. Согласно данным вашего агентства за 2011-2012 годы доля нарушений государственных предприятий составляет 13 процентов. С чем связано 300-процентное повышение нарушений государственными предприятиями, и какие виды нарушений Вы можете назвать?

Так же депутат попробовал выяснить, какие полезные нормы из зарубежного законодательства были имплементированы в нашу антимонопольную нормативно-правовую базу.  А так же, как и когда в нашей стране появится  официальная методика расчета штрафов за нарушения правил конкуренции, и их наложения, и какие изменения нас ждут в связи с этим.

Куандыков заявил, что тут следует говорить не о росте нарушений, а о повышении их выявляемости.

– У нас идет рост по проверкам государственных органов по сравнению с предыдущими годами, – сообщил он. – Это работа проводится в соответствии с действующим законодательством о конкуренции.  К тому же представители бизнеса уже больше понимают в сфере законодательной защиты своих интересов, своих прав. Поэтому в настоящее время в агентство поступает больше жалоб и обращений в части принятия государственными органами нормативных правовых актов, которые ущемляют их права.  Почему идет рост? Потому что обращений стало больше и есть реакция АЗК на эти обращения.

В числе нарушений, антимонопольщик назвал двойное взимание платы за банковское обслуживание при оплате коммунальных услуг, отмены которого ведомству удалось добиться. А говоря про модельные нормы  и механизмы из работы, сослался на соседей-россиян.

Перед тем, как применять соответствующие санкции в отношении субъекта рынка, нужно будет сначала предупредить его, – отметил антимонопольщик. – То есть если он нарушает – предупреждение. В течение десяти дней он не реагирует – мы можем применять соответствующие штрафные санкции, причем, достаточно серьезные.

Какими могут быть основные типы нарушений, и как планируется в этом отношении скоординировать антимонопольные законодательства стран Таможенного союза, спросил мажилисмен Жамбыл АХМЕТБЕКОВ. В качестве самых злостных и злободневных Куандыков назвал картельные соглашения.

Это когда несколько компаний между собой договариваются, чтобы разделить определенный рынок и там уже диктовать условия, цены для других участников данного рынка, – разъяснил антимонопольщик. – Так же, это действия, которые направлены на то, чтобы устранить других субъектов рынка. Для этого применяются всевозможные методы, даже такие, как монопольно низкая цена – крупные компании приходят на рынок и сразу же снижают цену, чтобы вынудить компанию-конкурента уйти с этого рынка, а через какое-то время вновь все поднимают на прежних уровень.

Глава АЗК заверил, что заниматься диктовкой цен они  никому не позволят.

В конечном итоге весь смысл, вся цель любой компании, которая нарушает антимонопольное законодательство, – чтобы устранить других конкурентов и остаться на рынке самому, – подчеркнул Куандыков. – То есть этот комплекс мер законодательством о конкуренции предусмотрен. Сегодня мы обсуждали модельный закон, мы его расширяем нормами международного права.

«Картельные» вопросы заинтересовали коммуниста Айкына КОНУРОВА.  Народный избранник полюбопытствовал, какие картельные соглашения, затрагивающие интересы социально уязвимых слоев населения выявлены, какие меры приняты в отношении них.

И еще вопрос, – уточнил коммунист, – есть ли у Вас информация о том, что с принятием техрегламента Таможенного Союза, сертификация импорта и даже продукции производства Республики Казахстан монополизирована органами по сертификации Российской Федерации.

Куандыков отметил, что понятие «картель» весьма широкое.

– Когда мы говорим «картельный», речь идет не о внутриказахстанских  соглашениях между отдельными крупными предприятиями, – определил он. -Картельные – это когда оно уже имеет отношение к субъектам разных государств, которые ведут между собой определенную согласованную стратегию в области ценовой политики. Сейчас однозначно таких крупных картельных дел в производстве агентства нет. Но мы предполагаем, что такие картельные соглашения в перспективе не исключено, они могут быть. Поэтому мы должны в этой части быть готовы.

На вопросы о сертификации глава АЗК ответил туманно, мол, его ведомство только начало заниматься этой сферой и делать какие-то выводы преждевременно.

В целом, представители КНПК идеи по развитию интеграции одобрили. По мнению многих из них, такое объединение на евразийском пространстве становится ключевым фактором стимулирования экономического роста в регионе, что в перспективе должно привести к повышению жизненного уровня населения, стимулированию развития национальных экономик, промышленного производства и повышению конкурентоспособности производимых товаров за мировых рынках. Депутат Ахметбеков здесь вспомнил слова Главы государства, президента Нурсултана НАЗАРБАЕВА, который  неоднократно отмечал актуальность создания ЕЭП.

– “Формирование ЕЭП – это стремление по-настоящему в рамках СНГ создать интеграционное объединение, нормально живущее, а не творящее разные бумаги и договоры, которые мы подписываем, причем без толку”, – процитировал он лидера нации. – Во всех государствах, входящих в СНГ, наблюдается рост экономики, а он требует новых рынков. Для того чтобы открыть эти рынки, необходимо договариваться о региональной интеграции, открытии границ, согласовании таможенных тарифов. То есть снять любые барьеры и для товаров, и для капитала.

Мажилисмен считает, что принятие модельного закона о конкуренции станет главным событием этого года в рамках формирования общих правил конкурентной политики в ЕЭП.

Равные конкурентные условия для предприятий государственных услуг-членов ЕЭП являются фактором повышения конкурентоспособности национальных экономик и общей региональной стабильности, – подчеркнул он. – Принятие модельного закона о конкуренции принципиально важно для обеспечения интеграционных процессов и создания Евразийского экономического союза.

Закон, считает мажилисмен, должен вобрать в себя все положительные нормы, которые имеются в настоящее время в национальных законах трех стран, а также в мировой антимонопольной практике.

В целом участие Казахстана в Евразийском экономическом пространстве может открыть новые перспективные рынки, – подытожил Ахметбеков, – создать дополнительные возможности для развития предпринимательской активности и повысить общую конкурентоспособность экономики.

Маргарита НИКИТИНА, Астана

Яндекс.Метрика