Home » Аналитика » Кто ловит рыбку в мутной нефти?

Кто ловит рыбку в мутной нефти?

Хотя правительство и грезит «зеленой экономикой», все по-прежнему держится на нефтяном экспорте. С началом добычи на Кашагане, ожидаемом этой весной, зависимость от него только усилится. Между тем власть, упускает из своих рук контроль за нефтяной сферой, которая все больше уходит в теневой оборот. Государство регулирует торговлю семечками, но оставляет торговлю нефтью на произвол судьбы.

По данным прокуратуры, в одной только Актюбинской области нелегальный оборот нефти превышает 100 тысяч тонн (!) в год. Ущерб государству оценивается примерно в 10 миллиардов тенге. Между тем, Актюбинская область – не самый главный нефтяной регион страны. Поэтому общие масштабы бедствия можно только представить.

Это неудивительно, если учесть, что в Казахстане практически не регулируется оборот главного стратегического сырья – сырой нефти. Есть законодательство о добыче нефти, есть закон о переработке нефти и обороте  готовых нефтепродуктов. А промежуточное звено, т.е. путь нефти от скважины до завода, выпадает из правового поля. И именно на этой стадии создаются благодатные условия для хищений размаха просто невиданного. То, что называет прокуратура, – это лишь минимальные оценки, верхушка айсберга.

Ни один закон у нас не регламентирует деятельность пунктов приема и хранения нефти (нефтеналивных терминалов). Хотя за рубежом к ним установлены жесткие требования. Например, в Китае, где раньше тоже был бардак в нефтяном обороте, было введено лицензирование на операции по торговле и хранению нефти. Владелец терминала должен был доказать не только наличие у него резервуаров объемом не менее 30 тысяч кубометров, но и наличие долгосрочных контрактов на закуп нефти у производителей. Это исключает работу как «левых» фирм, так и излишних посредников.

В Казахстане лицензирование нефтеналивных терминалов тоже существовало, но проверялось лишь соблюдение пожарных и природоохранных требований. Принимать нефть можно было у кого угодно.

А затем на волне борьбы за свободу предпринимательства лицензирование терминалов и вовсе отменили! Хотя эксперты предупреждали, что никакой свободой малого бизнеса тут и не пахнет, все это приведет лишь к расцвету криминала. Так и случилось. Сейчас открыть терминал может, по сути, всякий, кому заблагорассудится. Для этого не нужно  доказывать, что у тебя есть легальные источники поставок нефти. Не требуется даже  приборов учета. Поэтому при проверке терминала выявить соответствие реального  количества нефти документам очень сложно.

Да как же тут не быть криминальному обороту? Напротив, вся эта система именно под криминальный оборот и создавалась. Именно через нее проходит и ворованная нефть из трубопроводов, и неучтенная нефть с месторождений.

Что примечательно, на регулирование этой сферы, похоже, существует табу. Правительство, а точнее, министерство нефти и газа, которое вроде как отвечает за эту отрасль, старательно обходит ее стороной.

Судите сами. Эксперты просили чиновников ввести правила, регулирующие прием-сдачу нефти через законодательство. Отклонили. Эксперты просили не убирать лицензирование нефтеналивных терминалов. Убрали.

Очевидно, что прозрачный рынок оборота сырой нефти кому-то совершенно не нужен. Кого-то устраивает «ловля рыбы в мутной нефти».

Меж тем, это вопрос уже не криминальный, а экономический. Потому что речь идет о работе системообразующей отрасли страны. И мы столкнулись не только с потерями денег бюджета, но и с серьезным структурным отставанием. Вместо цивилизованного рынка оборота нефти у нас существует полулегальная модель «а ля 90-е годы».

По хорошему, нам сейчас нужны не инновации и «ЭКСПО», а закон, который будет жестко регулировать оборот сырой нефти. Это реформа, которая, действительно, назрела.

 

Сагит!Оспанов

21.01.2013

http://vmeste.com.kz/?p=903

Яндекс.Метрика