Home » Восточно-Казахстанский обком » Кто не донёс к нам НДС?

Кто не донёс к нам НДС?

usn_v_tekstКак известно, государство, заботясь о населении, пользующемся услугами монополистов, применяет дифференцированный тариф, разделяя таким образом потребителей на группы, с учетом платежеспособности этих групп. При этом население платит меньше, в том числе и богатое, а предприниматели и госучреждения – больше. Предприниматели включают затраченные средства в себестоимость своей продукции и услуг и таким образом к населению возвращается финансовый бумеранг, запущенный государством.

Продолжая заботиться о себе, государство дает поблажку себе, любимому, не облагая налогом на добавленную стоимость бюджетные организации, финансируемые из бюджета по 141 специфике экономической классификации расходов «Оплата коммунальных услуг». Но на этом не заканчивается забота государства о себе. Чиновничество действует более изощренно, заботясь о всех монополистах вместе взятых, в ущерб тому самому населению, нарушая Закон о естественных монополиях, продекларировавший лозунг о достижении баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий и регулируемого рынка.

Внешне все выглядит вполне пристойно. Агенство РК по регулированию естественных монополий, взявшее по Закону функцию по соблюдению баланса, разработало Особый порядок включения затрат на монопольные услуги, в котором все затраты строго регламентированы. Составляя тарифную смету, монополист строго соблюдает этот Особый порядок. Разработана и форма тарифной сметы.

Утверждая тарифную смету монополистам, регулирующий орган устанавливает тариф на услуги, который применяется для определения размера платы за услуги. Монополист предъявляет потребителям плату, умножая утвержденную ставку тарифа на коэффициент 1.12, характеризующий 12% величину налога на добавленную стоимость, сокращенно НДС. Эту операцию монополист совершает по другому Закону – Налоговому Кодексу РК. В бездонную пропасть, образованную искуственно между двумя Законами, непрерывно проваливаются миллионы и миллиарды средств потребителей монопольных услуг. Но, самое главное, эти баснословные денжищи остаются у монополистов, живущих с каждым днем все богаче и богаче.

До соблюдения баланса здесь так далеко, что это расстояние выводит монополиста из-под сени Закона о естественных монополиях. Этот произвол длится с момента издания Закона №272-1 от 9 июля 1998 года. До 1 февраля 2012 года в Закон были внесены 26 поправок. По состоянию на 1 января 2015 года внесено более 30 поправок. Но ни одна из них не разрулила ситуацию по соблюдению баланса. Его как не было, так и нет до сих пор.

Еще Кузьма Прутков, говорил: «Зри в корень!»

Попробуем воспользоваться этим мудрым советом.

В нашей холодной Республике большинство регионов пользуются услугами теплоснабжения для отопления зданий в течение отопительного сезона. Продолжительность отопительного сезона в Усть-Каменогорске составляет 206 суток, хотя совсем недавно она равнялась 204 суткам из 365 суток в году. Наши чиновники, несмотря на глобальное потепление климата, увеличили на 2 суток отопительный сезон, чтобы потребитель дольше платил, а монополист дольше отчислял НДС в казну. Какой уже там баланс интересов? Никакого равновесия! Кто выше сидит, тот больше весит, однако при падении шансов разбиться насмерть больше.

Спасти может только чувство невесомости, то есть безответственности. Поэтому необходимо будет внести нужную поправку в Закон. По данным статистики в Республике вырабатывается 82 млн.Гкал теплоэнергии. В Усть-Каменогорске потребителям отпускается 2 млн.300 тыс Гкал теплоэнергии из которых 400 тыс.Гкал теряются в сетях АО «УК ТС», а 1 млн 900 тыс доходит до потребителей. 1 млн 500 тыс.Гкал приходится на потребителей, облагаемых НДС. Теперь посмотрим в чем корень зла.

Соблюдая Особый порядок, монополист включает в состав затрат стоимость угля, воды, электроэнергии и другие затраты, которые он понес при их покупке у продавцов. Продавцы, например, угля, включили в его стоимость НДС, который самостоятельно перечислили в бюджет. Аналогичная картина и по другим товарам, купленным с НДС. Расчеты показали, что на 1 Гкал отпущенной потребителям теплоэнергии приходится 176,49 тенге уже уплаченного в казну НДС. При объеме услуг 1,5 млн.Гкал продавцы перечисленных товаров уплатили в бюджет более 264 млн.тенге. Однако монополист на уже оплаченный другими НДС снова начисляет НДС и предъявляет плату потребителям.

Чтобы не было двойного обложения НДС монополист, начисливший НДС, в размере 515 млн тенге на весь объем услуг, отчисляет в бюджет всего 251 млн тенге, а уплаченный другими НДС в размере 264 млн оставляет у себя и не возвращает его потребителям.

Автор этих строк обращался с письменным запросом в Министерство финансов РК, а также в Главную налоговую инспекцию РК, в котором были изложены вышеперечисленные факты. Ответ, конечно, был очень интересным. Действующее законодательство не предусматривает возврат потребителям средств НДС, на которые монополистом вторично начислен НДС. Однако монополист может написать заявление в налоговую инспекцию о добровольном возврате этих средств населению. Кроме этого было рекомендовано решать этот вопрос в рамках Гражданского Кодекса РК. Ясно, что писать заявление о добровольном возврате средств, желающих не находится. Что касается Гражданского Кодекса, то в нем отсутствует такая норма. Что-же подсказывает

здравый смысл? Зри в корень! То есть в норму, определяющую необходимость соблюдения баланса интересов. А это пункт 2 статьи 1 Закона №272-1, о котором говорилось выше. Решение вопроса состоит в следующем. Агенству РК по регулированию естественных монополий необходимо выделить в тарифной смете затраты, в которые включен НДС, уплаченный другими со знаком минус, а на оставшуюся сумму монополист самостоятельно начислит НДС в размере 12%. При этом никакого двойного налогооблажения происходить не будет и с потребителей не будет взыскиваться лишних 264 млн тенге. В этом случае будет соблюден Закон, а монополист лишится не заработанных средств. Однако монопольное лобби не позволит Агенству внести изменение в форму тарифной сметы. Здесь необходимо консолидированные усилия организованных потребителей, в том числе и Палаты предпринимателей, несущих 70% платежной нагрузки из-за дифференциации тарифа.

В этой статье описана ситуация, связанная с теплоснабжением. Монопольных услуг, обозначенных в Законе, более 15 видов. И везде одинаковая схема оставления у монополистов средств НДС, уже оплаченных в казну другими лицами. Построить плотину на пути мощного финансового потока пока невозможно. Но проект есть, он изложен в этой статье, материалы для постройки плотины накоплены давно, а Прорабы в Республике небось найдутся!

Публикацию по просьбе ВК обкома КНПК подготовил Э.Датчиков

22 июня 2015г

Яндекс.Метрика