Home » Аналитика » Ледоколы в степях Казахстана

Ледоколы в степях Казахстана

Недавно руководство Банка развития Казахстана (БРК) презентовало общественности свой новый логотип. Напомним, что этот банк принадлежит государству и входит в состав фонда «Самрук-Казына». Банк создавался для того, чтобы кредитовать крупные производственные проекты в стране.

Как пояснили общественности, новый логотип, оказывается, – это не просто картинка. В ней зашифровано сразу несколько «основополагающих идей». «Ключевым является образ банка как «ледокола», открывающего предприятиям возможности для роста и развития, а финансовым организациям и национальным компаниям – выход на внешние рынки капитала», – так пояснили в БРК.

Не знаем, как насчет «ледокола», но если верить отчету Счетного комитета, то здесь уместнее образ дырявой баржи, из которой деньги уплывают в неизвестном направлении. Достаточно сказать, что Счетный комитет выявил в деятельности БРК и его дочки «БРК-Лизинг» нарушения требований бюджетного законодательства на сумму 98,8 миллиарда тенге (без малого 670 миллионов долларов)!

БРК при выборе заемщиков оказался ничем не лучше обычных коммерческих банков, и поэтому заразился той же болезнью – просроченной задолженностью. С 2008 по 2010 годы она выросла в 28 раз до 1 миллиарда долларов. При этом деньги, на бумаге вложенные в производство, на деле оказались вложенными совсем в другое место.

Например, как выявил Счетный комитет, компания «Ютекс-KZ» получила от БРК кредит почти на 90 миллионов долларов на оборудование для текстильной фабрики. И с 2008 года это оборудование лежит в контейнерах не распакованным. В нерабочем состоянии и производство по выпуску хлопчатобумажных тканей АО «Меланж», которое получило от БРК 35,6 миллиона долларов.

Руководство БРК уверяет, что новый логотип «является многовекторным». «Локальный вектор символизирует собой развитие экономики Казахстана, а внешний вектор – это привлечение иностранных инвестиций», – заявила управляющий директор банка Айжан Имашева.

Да уж, векторов у БРК немало. Как выясняется, помимо кредитования промышленных предприятий, деньги выделялись и на экспортные операции, причем весьма странные. Так, БРК выдал заем компании «Настюша» 160 миллионов долларов для финансирования экспорта пшеницы. Но по факту было поставлено зерна всего на 4,9 миллиона долларов. «Подтверждающих документов о целевом использовании кредитных средств в сумме 155,1 миллиона долларов США нет, Банком развития заемщику штрафные санкции в сумме 15,5 миллиона долларов США не предъявлены, основная цель экспортной операции не достигнута», – указывается в отчете Счетного комитета.

«Мы с новым брендом и с новыми стратегическими посылами хотим стать чуть более узнаваемыми, чем были раньше, чуть более агрессивными, чем были раньше, но при этом мы хотим оставаться профессионалами, мы хотим оставаться скромными», – поведал шеф БРК Нурлан Кусаинов.

Скромности банку, действительно, не занимать. К примеру, БРК зачем-то открыл свое представительство в Узбекистане. За 7 лет (!) своей деятельности оно действовало очень скромно, не реализовав ни одного проекта. Зато исправно проедало деньги. Только с 2008 по 2010 годы на содержание узбекского представительства БРК ушло 53,6 миллиона тенге.

Не менее скромно и многовекторно трудилась и дочерняя компания – «БРК-Лизинг». Эта структура, по выводам Счетного комитета, «управляет активами государства с низкой эффективностью, большинство лизинговых сделок неэффективны».

Если БРК что-то и нужно менять в своей деятельности, то совсем не логотип, а подходы к управлению государственными средствами. Если деньги уходят в бездействующие проекты, то какая разница, под каким логотипом это происходит?!

Вместе с тем, топ-менеджеры БРК работой своей конторы вполне довольны, и все изменения сводят к расширению. «Мы планируем усложнять инструменты, мы планируем заходить в более крупные проекты», – пояснил председатель правления БРК. Вот это и тревожит: чем сложнее и крупнее проекты, тем выше вероятность новых нарушений.

Источник: http://vmeste.com.kz/

Яндекс.Метрика