Home » Журнал "ИДЕИ", Партийные СМИ » ЛЕНИН И КАЗАХСТАН

ЛЕНИН И КАЗАХСТАН

479Отпрыски злобных врагов советской власти не прекращают пачкать, извращать светлый образ лица человека, который посвятил всю свою жизнь поднятию с колен и воспитанию трудящихся, дабы они были хозяевами страны и своей жизни.

Нет, мы не иконизируем Владимира Ильича. Да, он ошибался, но имел мужество свои ошибки не только признавать, но и успевать исправлять при жизни. Да, не все его предсказания сбылись, далеко не на все наши вопросы можно найти у него четкие, однозначные ответы…

Но, Ленин, в отличие от наших правителей, никогда не обманывал народ, никогда не агитировал за то, во что сам не верил! Ленин – это прежде всего, величина нравственная. Ленин нам, нормальным людям, нужен как и в начале XX века. Злобствующим карликам не под силу оболгать эту сильную личность эту глыбу.

Во времена А. М. Горького, когда он решил приступить к воспоминаниям о Владимире Ильиче, имел право с чувством глубочайшего достоинства сказать: «Разумеется, я не могу позволить себе смешную бестактность защиты его  от лжи и клеветы. Я знаю, что клевета и ложь – узаконенный метод политики мещан». По мнению писателя, Ленин не нуждается в его защите. Он достаточно велик для того, чтобы устоять против пошлых нападок мещанства. Того самого, которое сначала разбивает лбы о памятник кумиру, а затем с мазохистским удовольствием низвергает их в грязь!

Летом 1918 года молодое советское государство с величайшим перенапряжением сил и возможностей отбивается от международной интервенции 14 государств и внутренней контрреволюции. Все тело России изранено, лежит в разрухе, окружено огненным кольцом контрреволюции, мятежей, блокады. В стране не хватает хлеба, свирепствует тиф, холера, цинга… Председатель совнаркома со своими комиссарами обсуждают и намечают конкретный план строительства нового, социалистического общества. Ленину принадлежит разработка и претворение теории некапиталистического развития отсталых стран и народов, он показал пути и условия перехода национальных окраин России, в том числе Средней Азии и Казахстана к социализму, минуя капиталистическую стадию развития. Именно Ленин непосредственно руководил предоставлением автономии и образованием республики в Казахстане, он лично принимал представителей казахов, сам проводил заседания комиссии по определению границ края, председательствовал на заключительном заседании комиссии по образованию Казахской Автономной Советской Социалистической Республики. В. И. Ленин вместе с М. И. Калининым 26 августа 1920 года подписали декрет об образовании КазАССР. Многострадальный казахский народ впервые за свою долгую историю получил национальную государственность. Из рук большевиков, советской власти.

Первая перепись населения на территории, на которой проживали преимущественно кочевые племена казахов, были сосредоточенные в основном в трех жузах, завершилась 28 января 1897 года. Численность населения казахского края составляла тогда 4,3 миллиона человек, из которых только 7% проживало в городах. Лиц коренной национальности было 3,9 миллиона человек. Основная масса их проживала в Семипалатинской (90,6%), Тургайской (88,3%), Уральской (67%), Акмолинской (71%), Семиреченской (52,1%), Сырдарьинской (62,2%) областях.

Население Казахстана того времени был сплошь безграмотным, а среди женщин неграмотность была от 2,3% до 3,6%.

В 1897 году на территории Казахстана в 22 городах проживало 226,7 тысяч человек. В самом крупном городе – Уральске, тогда проживало 36,4 тысячи человек, а в Актюбинске – 2,8 тысячи. Даже в бывшей Алма-Ате проживало до 12 тысяч человек, Шымкенте – 11,2 тысяч, Кызыл-Орде – 5 тысяч.

С тех исторических дней прошло 120 лет, из них семьдесят лет советской власти, республика Казахстан превратилась в индустриально-аграрное государство сплошной грамотности и высокой культуры, а социалистическое общество покончило с вековой отсталостью.

Неоценимая роль в создании и укреплении партийной организации Казахстана принадлежала так же Ленину. Для оказания практической помощи организациям республики ЦК ВКП(б) и Совнарком РСФСР в апреле 1921 года образовали специальную комиссию во главе с секретарем ЦК ВКП(б) Е. М. Ярославским, которая провела необходимую работу по подготовке и проведению партийной конференции, на которой избрали комитет партии. И начала функционировать самостоятельная партийная организация составе ВКП(б).

ЦК ВКП(б), СНК и лично Ленин оказывали неоценимую помощь для подъема экономики  и культуры Казахстана. Личное ленинское участие в восстановлении Урало-Эмбенского нефтяного района, Риддера, Экибастуза, Чимкентского сантонинского завода, рыбных промыслов, в строительстве новых железных дорог Петропавловск-Кокчетав и Семиреченской. Самое деятельное участие лично Ленина было в строительстве электростанции по плану ГОЭЛРО, в соответствии с которым строились первые казахстанские станции – Хариузовская и Ульбинская.

В ходе борьбы с разрухой и голодом и в период перехода страны к восстановлению народного хозяйства, находим самое непосредственное участие В. И. Ленина в становлении и развитии Казахской АССР.

В ходе реализации Декрета о земле в Восточном Казахстане в 1918-1919 годах создаются первые земледельческие коммуны, в долине реки Чу образовывается организация орошаемого земледелия на площади 94 тысячи десятин. В ходе спасения трудящихся страны от голода во многих регионах Ленин, как глава совнаркома мобилизовал все источники для доставки продовольственных товаров голодающим районам.

7 октября 1921 года принимается обращение совнаркома «К товарищам рабочим, ловцам Аральского моря», подписанное В. И. Лениным, в котором писалось:

«Дорогие товарищи! Русских и мусульман, оседлых и кочевых, всех одинаково ждет лютая смерть, если не придут на помощь свои товарищи – рабочие, трудовые крестьяне, пастухи и рыбаки из более благополучных местностей…»

«Жертвуйте, дорогие товарищи, аральские ловцы и рабочие, щедрой рукой! Вы сделаете не только дело человеческой совести, но еще, вы укрепите дело рабочей революции. Ибо вы всему миру покажите, а прежде всего всем трудящимся, что несокрушима мощь рабочего советского государства, построенного на широчайшей помощи друг другу пролетариев самых отдаленных друг от друга мест…» (Ленинский сборник. XXXIV, с. 424-425).

Через два месяца, 25 декабря 1921 года, аральцы отгрузили в адрес Москвы 14 вагонов рыбы, а съезды Советов Семипалатинской и Акмолинской губерний взяли обязательство досрочно сдать продналог и сверх плана дать сотни тысяч пудов хлеба. На обращение Ленина к трудящимся в Москву шли письма, решения о выполнении своих обязательств о помощи братьям, нуждающимся в продовольствии. Например, «Москва, Кремль, товарищу Ленину из Петропавловска, 1 ноября 1922 года направили решение съезда, в котором писали делегаты: «… Собравшись на третий губернский съезд колхозов, мы представители от 250 колхозов, пионеры новых форм товарищеского труда и быта, шлем Вам, Владимир Ильич, привет и заверение, что в тяжелых условиях сначала – война, а теперь разруха, мы все же твердо держим курс на создание новых коммунистических форм труда и будем с той же настойчивостью продолжать общее дело, на примере показывать преимущества новых хозяйственных и моральных форм и норм коллективного труда над индивидуальным. Да здравствует грядущий на смену капиталистического мира светлый мир коммунизма!». («Ленинское знамя», №193, 25 сентября 1969 год, с. 2.)

Акмолинская губерния обязалась дать сверх плана 300 тысяч пудов зерна (История Казахской ССР, Алма-Ата, 1977, т.4, с. 274).

Из многочисленных дел В.И.Ленина, связанных с развитием республики Казахстан, более подробно расскажем о строительстве железной дороги «Петрокока».

Участник VIII Всероссийского съезда Советов старый большевик Прокопий Калинович Жуков рассказывал о своей встрече и беседе с В. И. Лениным. После окончания работы съезда делегацию Омска в составе 11 человек, в которую входили представители уездов северного Казахстана, пригласили в Кремль на беседу к Владимиру Ильичу. В составе делегации был и П. К. Жуков из Северного Казахстана.

«Стоило нам войти в кабинет к Ильичу, как он заспешил на встречу. Со всеми нами поздоровался за руку, пригласил садиться поближе, а когда мы расселись, он начал более подробно знакомиться с каждым. Дошла очередь и до меня. Владимир Ильич спросил меня, из какого я села, какая у меня семья, был ли на фронте, каково здоровье детей. Потом спросил: а каково у вас положение в уезде, каков у вас состав населения и дружно ли вы живете?

Я объяснил Владимиру Ильичу, что в уезде проживают казахи, русские, украинцы и немцы, что национальную вражду революция рассеяла, что в органах Советской власти представлены все национальности в равной степени, работаем дружно. Но это не по душе кулакам и баям.

Ленин поинтересовался экономикой уезда, ее направлением, что именно преобладает – животноводство или зерновое хозяйство. Потом беседа перешла на вопрос о хлебе. Мы доложили Ильичу, что в наших краях хлеб есть.

Сколько бы вы смогли дать хлеба для голодающих областей России? – спросил Ильич.

Наша делегация уже имела предварительные расчеты и доложила Ильичу, что мы сможем заготовить 20-25 миллионов пудов. Владимир Ильич проверил наши расчеты и одобрил, сказав, что если мы сумеем заготовить из районов Сибири северного Казахстана 25 миллионов пудов, это будет большая победа.

А какая вам нужна помощь? – спросил Ильич.

Мы даже удивились, какую помощь может оказать нам республика, находясь в таком тяжелом положении? Но Владимир Ильич сказал, что по линии ВСНХ можно будет послать к нам несколько продотрядов из кадровых рабочих Петрограда и Иваново-Вознесенска. Беседа уже заканчивалась, но Владимир Ильич вдруг спросил: а сколько будет верст от Петропавловска до Кокчетава? Мы ответили: 180-200 верст. Ильич обращается с новым вопросом о строительстве железной дороги. Мы заверили, что население в таком мероприятии правительства примет самое активное участие».

Для организации доставки имеющегося зерна и других продовольственных товаров в приишимских степях началась одна из первых народных строек железной дороги Петропавловск-Кокчетав.

5 августа 1920 года Совет Народных Комиссаров РСФСР за №12341 принимает постановление о постройке железнодорожной линии Петропавловск-Кокчетав. В принятом постановлении СНК записал: «Разрешить Высшему Совету Народного Хозяйства по Комгоссору постройку в срочном порядке железнодорожной линии Петропавловск-Кокчетав с употреблением на нее рельсов, снятых с линии Семипалатинск-Сергиополь. Предложить Комгоссору войти так же в срочном порядке в Совнарком с прошением необходимого кредита для этой постройки».

25 июня 1921 года за № 67564 Совнарком РСФСР за подписью председателя СНК В. Ульянова (Ленина) и секретаря СНК Л. Фотиевой выдается мандат – технику путей сообщения тов. Томчук Ивану Антоновичу, заведующему работами по постройке железнодорожной линии Петропавловск-Кокчетав. В соответствии с постановлением СНК от 5 августа 1920 года все работы по сооружению названной линии подлежали производству в срочном порядке. Исходя из срочности производства обозначенных работ, тов. Томчуку были представлены права, которые были изложены в четырех пунктах мандата, обеспечивающие выполнение возложенных на него обязанностей. В заключении мандата записано: «все должностные лица и организации обязываются оказывать тов. Томчуку нужное содействие для успешного выполнения порученных ему работ, не допуская волокиты».

Местные органы для своих нужд решили освободить здание, которое занимала администрация «Петрококчестрой», руководство которого вынуждено обратиться к председателю СТО Ленину по поводу самоуправства местных властей.

5 августа 1921 года председатель СТО Ленин направил телеграмму Петропавловскому ревкому, в копии «Петрококчестрою», в которой сообщал: «Ввиду исключительного значения сооружаемой ударной продовольственной железнодорожной линии Петропавловск-Кокчетав, учитывая, что выселение управления равносильно срыву налаженных с большим трудом и находящихся в самом разгаре работ, предлагаю оставить управление «Петрококстрой» в прежнем помещении. Исполнение доложить». Как видит читатель, Ленин не требует, не приказывает, а предлагает оставить управление в занимаемом помещении. И в этом документе показывается ленинский стиль управления. 15 октября 1921 года за №14511 председатель СТО В. Ульянов (Ленин) и секретарь СТО Л. Фотиева выдали мандат от имени Совета труда и обороны РСФСР и Высшего Совета Народного Хозяйства, заместителю заведующего постройкой внеочередной продовольственной железнодорожной линии Петропавловск-Кокчетав тов. Ильину Леониду Ивановичу, который командируется на Урал, Сибирь и Киргизскую республику, в качестве ответственного руководителя по проведению в жизнь постановления СТО от 7 сентября 1921 года за №248, а так же для работ по разборке участка Дружинино-Екатеренбург и отправки укладочных материалов на внеочередную продовольственную линию Петропавловск-Кокчетав.

Далее в мандате указаны права автора мандата и всем учреждениям, организациям и должностным лицам РСФСР предписывалось оказать тов. Ильину в срочном порядке содействие при исполнении возложенных на него поручений.

В конце августа 1920 года в Петропавловск прибыло строительное управление и с этого периода началась техническая организация стройки. Главная проблема заключалась в привлечении профессиональных специалистов, знающих работы по прокладке железнодорожных путей, не хватало и рабочих строителей. Проблема усложнялась тем, что большая часть мужского населения находилась в армии. Кругом была невиданная разруха.  Пришлось формировать трудовые воинские подразделения.

8 октября 1920 года на строительство железной дороги прибыл батальон красноармейцев, который был сформирован в основном из жителей Петропавловского уезда. Братскую помощь в строительстве дороги оказывал промышленный пролетариат центральной России, Урала, Омска. Из этих регионов приехали квалифицированные мастера, поступала одежда, обувь, строительные материалы. В конце 1920 года из европейской части страны прибыло до 500 рабочих с семьями.

Строительство пути началось 16 сентября 1920 года силами самого управления и местного населения города Петропавловска. На митинг по случаю начала строительства новой дороги собрались участники: главный комиссар стройки Л. И. Ильин сказал о значении дороги: «ее введении в строй придается огромное значение». Затем дорожные мастера Пирогов и Будников поставили первый рельс, а главный инженер стройки Б. П. Рожанский забил первый костыль.

Первый субботник на стройке провели 19 сентября 1920 года, в котором приняли участие 900 человек. Участники субботника разгрузили 30 вагонов, 32 платформы со шпалами, креплениями и рельсами. В этот день построили первые 30 сажен пути дороги спасения голодающих. По плану за сезон 1921 года предусматривалось уложить рельсовый путь до села Ново-Сухотино, то есть более 115 км. Подготовка к работе в новом сезоне прерывается вспыхнувшим кулацким мятежом. В Петропавловске подверглись разграблению склады с имуществом и продовольствием, принадлежащие управлению стройки. Шесть работников управления были увезены мятежниками, которые  расстреляли трех работников, десятника Лаврентия Пирогова, сапожника Федотова и других. Бандиты сожгли заготовленное сено и растащили фураж для лошадей, которые работали на стройке. Мятеж был подавлен и преодолевая дополнительные трудности, работа на стройке продолжилась. Не малые усилия были приложены для организации работы партийной и комсомольской групп. Если в первые дни на стройке было всего три члена и два кандидата в члены партии, то к началу 1921 года в организации уже насчитывалось 40 коммунистов. Вскоре была сформирована и комсомольская организация. Коммунисты и комсомольцы были распределены на самые важные участки стройки, где они вели политико-воспитательную работу среди строителей и местных жителей, Как правило они перевыполняли дневную норму показывая личный пример.

6 июня 1921 года Сибирский комитет государственных сооружений распорядился завершить укладку пути до железнодорожной станции Тайнча.

В конце апреля 1921 года в Петропавловск на строительство дороги прибыл 22-й трудовой батальон в количестве 1219 человек и 77 лошадей. Прибывшие являлись участниками гражданской войны.

По ходу укладки пути создавались посты по приему, погрузке и отправке хлеба. 1921 год оказался еще более голодным, от сильной засухи неурожай охватил и Акмолинскую губернию. Теперь приходилось спасать от голода не только европейские части страны, но и жителей Казахстана. Значение быстрейших строительных работ еще больше приобретало ударный темп.  Местные партийные и советские органы обязывались усилить темпы строительства дороги.

Дорога должна была в то время обеспечить как отгрузку, так и получение в 1921 и 1922 годах братской помощи местному населению, пострадавшему от засухи.

Неоценимую братскую помощь трудящимся Казахстана оказала в это трудное время Российская Федерация. Осенью 1921 года и весной 1922 года правительство РСФСР направило в Казахстан, по неполным данным, 4475 тысяч пудов зерна, 183 тысячи пудов картофеля. Двести коммунистов и беспартийных рабочих Москвы, Петрограда и других пролетарских центров были посланы партией, чтобы обеспечить своевременное продвижение семенных грузов, их охрану в пути. Более 60% посевной площади крестьянство Казахстана засеяло в 1922 году зерном, полученным из РСФСР. В Казахстан прибыли десятки врачебно-питательных отрядов. Серьезную помощь братскому Казахстану оказали Туркестанская и Украинская республики. Туркестанская республика в течение 1921-1922 годов передала КАССР около 2 млн. пудов зерна. (История Казахской ССР, т. 4, Алма-Ата, 1977, стр.276).

К 1 августа 1921 года поезда двигались уже до разъезда 52 версты. В эти дни по новому пути отправлялось ежесуточно по 20-25 вагонов с хлебом, в августе перевозки особенно усилились. За этот месяц было отгружено зерна столько, сколько было отправлено за период с января по июль. 3 августа 1921 года СТО приняло специальное постановление о помощи: «Петрокочестрою», в котором предлагалось Наркомату продовольствия отпустить на строительство 5000 пайков. В постановлении указывалось, что все выпускаемые на Урале для «Петрокочестроя» шпалы и другие материалы не подлежат ни реквизиции, ни конфискации, ни передаче в другие ведомства. В октябре 1921 года Наркомпрод сообщил стройуправлению, что в его адрес отправлены брюки, гимнастерки, полушубки, обувь и другое обмундирование. Намечалась отправка мануфактуры.

Меры, принимаемые как местными органами, так и центральными, позволило руководству «Петрококчестроя» к 2 октябрю 1921 года открыть движение поездов по новой дороге до станции Тайнча, общая протяженность дороги составила 110 км. Таким образом, первое боевое задание СТО было выполнено на три месяца раньше установленного срока.

Президиум Акмолинского губисполкома, оценив результаты трудового подвига строителей постановил: «Признать работу «Петрокока» удовлетворительной. От имени губисполкома всем рабочим и служащим вынесена благодарность и выражена уверенность, что задание СТО о продлении рельсового пути до Кокчетава будет выполнено с таким же успехом». В документах губкома отмечается, что стройке дороги оказывал большую помощь член коллегии Наркомпрода, член Президиума ВЦИК А. П. Смирнов. Его называли главным вдохновителем строительного производства.

7 сентября 1921 года СТО принял Постановление, подписанное В. И. Лениным и секретарем Л. Фотиевой, о продлении прокладки пути на постройке внеочередной продовольственной линии Петропавловск-Кокчетав в текущем году до города Кокчетава. Постановление включает 7 пунктов, которые обеспечивали выполнение поставленной задачи.

Ильин приехал в Кокчетав в конце мая 1922 года отсюда он, как заместитель начальника стройки, руководил всеми делами, до полного завершения строительства. Когда строители подходили к городу Кокчетаву Ильин доложил Томчуку, что работа подошла к завершению. 10 июня 1922 года рельсовый путь был доведен до Кокчетава, задание СТО было выполнено досрочно на 3 месяца, а в конце месяца открылось движение по новой дороге. В честь этого события на станции Кокчетав состоялся большой митинг. После его окончания ленту перерезал председатель Кокчетавского уездного исполкома П. К. Жуков. Строителей поздравили с победой губком РКП(б), губисполком, КИР, ЦИК, ВСНХ, ЦК профсоюза строительных рабочих, член коллегии Наркомпрода и член Президиума ВЦИК А. П. Смирнов.

От имени советского правительства строителей приветствовал заместитель председателя Совнаркома А. Д. Цюрупа, передавший им благодарность за проявленную энергию при работе в чрезвычайно тяжелых условиях.

Акмолиский губисполком телеграфировал в Москву председателю ВЦИК М. И. Калинину: «28 июня открыто сквозное движение на вновь уложенном рельсовом пути, соединяющим города Петропавловск и Кокчетав… через свои губернские советские органы приветствуем пролетарских вождей, открывающих путь культурному и промышленному развитию Киргизского края…

Одновременно просим отметить творческую работу красных руководителей стройки, коммунистов – главного инженера Ивана Антоновича Томчука и его заместителя Леонида Ивановича Ильина».

Железнодорожная станция и поселок вскоре став райцентром Северо-Казахстанской области – Смирново назван в честь этого человека (А.П. Смирнова) по просьбе железнодорожников.

В конце июня и начале июля 1922 года в Петропавловске проходила Акмолинская губернская конференция строителей, которая заслушала доклад о результатах строительства. В адрес Совнаркома была направлена телеграмма следующего содержания:

Телеграмма Акмолинской губернской конференции строителей,

Председателю СНК, товарищу Ленину. Москва, Кремль, предсавнаркома.

Акмолинская губернская конференция строительного пролетариата, заслушав Вашу телеграмму с благодарностью коллективу рабочих постройки железнодорожной линии Петропавловск-Кокчетав за успешное соединение рельсовой нити поименованных городов на три недели ранее заданного срока, постановили: горячо Вас приветствовать и передать своему вождю наше искреннее пролетарское «спасибо» и обещание в будущем осуществлять задания рабоче-крестьянского правительства с таким же успехом.

Предконференции   В. Хлебов

Секретарь                  Радиванюк

3 июля 1922 год.

За героический труд коллектив строителей дороги был награжден орденом Трудового Красного Знамени (ЦГА КазССР, ф.224, оп.11, д.134, пл.118-124; ф.196, оп.1, д.44, п.3). Многие рабочие стройки так же были удостоены наград. С января по сентябрь 1922 года по железнодорожной дороге Петропавловск-Кокчетав было перевезено 3660 пассажиров и 1025232 пуда различных грузов. В последующие годы стальные рельсы дойдут до станции Мойынты.

Мы показали участие В. И. Ленина только в одной из многих десятков строек в Казахстане. Достойно серьезного осуждения поведение вчерашних билетоносителей, пачкунов, которые сносили памятники В. И. Ленину, переименовывают улицы, названия сел и аулов, носивших его имя. Мы убеждены, что история все расставит по своим местам и для ее перевертышей найдется место по достоинству ими содеянному.

Фактические материалы по строительству железной дороги от Петропавловска до Кокчетава использованы из архивных данных и опубликованных материалов краеведа В. Трусова, журналиста и писателя П. Осипова и собственных публикаций автора данной статьи.

А. Холодков

Яндекс.Метрика