Home » "Коммунист Казахстана" » Многоголосый оркестр одного инструмента

Многоголосый оркестр одного инструмента

Завораживающие звуки органа посчастливилось услышать карагандинским любителям музыки. Концерт органной музыки прозвучал в католическом соборе. Там же состоялась презентация  нового органа. За шпильтишем  –  Лариса Викторовна Латышова, доцент  Казахского национального университета искусств.

– Органы как люди, они  живут, дышат, у каждого свое звучание, своя история. Органы уникальны, нет ни одного повторяющегося инструмента, все они сделаны вручную, это  творение не одного мастера, – говорит Лариса Викторовна.

Действительно поражает воображение не только звучание, но и мощь этого инструмента.  Играть на органе весьма не просто, поэтому вызвало удивление то, что  исполняла музыкальные произведения для органа хрупкая женщина.

– Лариса Викторовна, традиционно  на органе играли мужчины?

– Нет, если обратиться к древнеримским источникам, то  по сохранившимся  документам видно, что играли на органе в основном женщины, знатные дамы (cейчас мы возвращаемся к этой традиции, например, в конкурсе  органистов имени Таривердиева в основном были девушки). Позднее, когда органы совершенствовались,  становясь неотъемлемой частью огромных соборов, приобретали величие и большие размеры, тогда прерогатива была  у  мужчин. Расцвет органной музыки пришелся на эпоху барокко. Игра на органе очень сложна, потому что задействованы не только  руки, но и ноги, у органа есть  ножная (педальная) клавиатура.  К тому же ранее воздух в меха нагнетался механически.  Сейчас  воздух подается  электричеством. Орган – инструмент наивысшей сложности – и в части его строения, и в части умения извлекать из него звуки. А звуки у органа – то многоголосый оркестр, то одиноко звенящий колокольчик. Как будто звуки потустороннего мира, неведомого, притягивающего и непостижимого.

– Скажите, чтобы играть на органе нужно закончить класс фортепиано?

– Да, я училась  в Алматинской консерватории параллельно в классе фортепиано и органа. Сейчас в Астане есть органный класс, он молодой. Ему всего три года. Обычно, если есть желание, то музыканты, играющие на фортепиано, осваивают орган.

– Где вы совершенствовали свое мастерство, ведь органов не так уж и много?

– Действительно,  органов не много. Когда я приехала в Астану, то играть было не на чем. Позднее появился орган в католическом храме. Сейчас есть органный зал.  Я стажировалась в Казани, в Германии, Польше. Мне запомнился старинный инструмент в польском костеле, ему было более двухсот лет. Довелось играть в Италии, Испании. Органы все разные, поэтому нужно перестраиваться под каждый инструмент, уметь открыть красоту звучания, найти  свои краски.

– Правда ли, что прототипом органа стала  древняя вавилонская волынка?

– Если посмотреть учебники по музыке, то есть предположение, что возникновение  органа восходит к флейте Пана.

– Ваши любимые произведения?

– Самым ярким  и непревзойденным автором музыкальных произведений для органа был и есть Себастьян Бах. Это такая вершина, к которой  можно идти всю жизнь, постоянно открывая новые грани.

– Какие произведения Вы исполняли сегодня?

– Мне очень хотелось показать возможности этого нового инструмента, поэтому я исполняла  разные по жанру произведения. Композиции  Баха  очень мощные по звучанию, яркости, проникновенности. Также я исполняла французскую романтическую музыку, она  более легкая, парящая. Для каждого музыкального жанра используются разные специальные  регистры.

– Вы часто бываете на фестивалях и конкурсах, какой концерт был для вас особенным?

– Да, я благодарна судьбе за то, что мне удалось побывать во многих странах мира, играть на уникальных старинных инструментах. Недавно я участвовала в конкурсе им. Таривердиева. Но самым запоминающимся для меня стал концерт, который я исполняла в 2001 году в честь приезда в Астану Папы Римского. Концерт состоялся на огромной площади, где были тысячи людей. И это было очень волнительно, торжественно для меня. Это такая ответственность. Тот концерт  послужил дополнительным стимулом для дальнейшей огранки и совершенствования моей игры. Очень приятно осознавать, что возрождаются традиции игры на органе. Это особенная музыка не только по своему звучанию, но и восприятию.

– Дальнейших Вам творческих успехов, с нетерпением будем ждать Вашего нового концерта в нашем городе.

– Спасибо.

Ирина Самойлова  Караганда

Яндекс.Метрика