Home » Восточно-Казахстанский обком » «Мы все учились понемногу, когда-нибудь и где-нибудь…».

«Мы все учились понемногу, когда-нибудь и где-нибудь…».

12 июня в Институте анализа и прогнозирования г. Усть-Каменогорска, было проведено заседание круглого стола, посвящённого проблемам высшего и среднего образования в регионе. Заседание проходило по инициативе ВК обкома КНПК и имело рабочим эпиграфом, строку классика: « Мы все учились понемногу, когда-нибудь и где-нибудь…».

IMG_1879

На заседание были приглашены представители системы образования региона, НПО и общественности, СМИ.

Целью проводимого заседания значилось: оценка современного образовательного процесса, его положительные и отрицательные тенденции; результаты проведения текущего ЕНТ, а также вопросов и проблем с ним связанного: проблему качества и обеспеченности учебниками и учебными пособиями и другое.

В свою очередь, из-за наличия в современном образовании серьёзных проблем, народные коммунисты предлагали на заседании взять на вооружение много из хорошо забытого старого, советского педагогического опыта, как более эффективного и отвечающего потребностям страны по широкой подготовке квалифицированных кадров.

Открывая заседание, первый секретарь ВК обкома КНПК, Шингыс Байдаулетов, сказал: – Сегодня мы должны оценить существующее положение в сфере образования. Вот уже свыше 20-и лет эта сфера находится в стадии беспрерывного реформирования. Однако положительных плодов мы до сих пор не ощущаем. Мало того, после каждой ступени очередных реформ, нашим детям становиться всё труднее и труднее овладевать реальными, а не «тестированными знаниями». В лучшем случае нет прогресса и в профессионально-технической подготовке кадров, а в худшем у нас есть значительный дефицит квалифицированных молодых кадров с рабочими специальностями. Поэтому, полезно сегодня проанализировать состояние отечественного образования, выявить проблемы в нём, донести их до представителей исполнительной и законодательной власти, для того чтобы они были в конечном итоге решены.

В ходе дальнейшей развернувшейся дискуссии, на заседании прозвучали различные мнения. Вот некоторые из них.

Надежда Ляпунова, преподаватель Казахстанско-Американского свободного университета: – Отечественное образование до 90-х годов прошлого столетия, было одним из лучших в мире. Однако сложившиеся потом исторические условия и перехода к рыночным отношениям, а также последовавший в это время новый виток информационного и научно- технического прогресса вызвали объективную необходимость модернизации образовательной системы. Её прежний механизм при всех достоинствах и неоспоримых заслугах просто нельзя приспособить к рыночным условиям и новым информационным возможностям.

В то же время можно согласиться, что при реформировании нашего образования были допущены системные ошибки, которые не позволяют нам рассчитывать на тот потенциал, который намеревались получить от реформ. Выделю некоторые из них – мы увлеклись формальным заимствованиям западных образовательных технологий, мало обращая внимания на глубину содержания последних. Мы не обеспечили системность в наших преобразованиях, где в строго логической связи идут все взаимозависимые звенья: дошкольное образование – школа – семья – работодатель – общественное мнение.

Остановимся на наиболее полемичной теме – тестировании. Сегодня, несмотря на постоянную критику, можно считать, что этот вид образовательной системы прижился и приносит определённый результат. Полной альтернативы ему нет. Однако, мы столкнулись с целым рядом недоработок, снижающих эффект от его применения: субъективизм в формировании банка тестовых заданий и в содержании самих листов; поскольку результаты работы учителей стали оценивать лишь по результатам ЕНТ, они вынуждены делать упор на «натаскивание» ученика. Поиск знаний подменяется выработкой навыка ответа «да» и «нет» (механическое заучивание). Слишком частые и значительные, к тому же внезапные изменения в заданиях тестов, из-за которых страдают и учителя от отсутствия стабильности и предсказуемости, так и ученики. То есть постоянные изменения в правилах игры по тестам, не дают вести систематическую подготовку.

Моё мнение – нужно вводить комплексную оценку знаний, основанную не только на тестировании, но и на других видах образовательной деятельности ученика.

Следующая выступающая на заседании, зав. отделом Управления образования ВКО, по профессионально-техническому образованию, Алла Нурсеитова, подробно рассказала присутствующим о положении дел в этом сегменте образования региона. В реестр наиболее острых проблем образования, она включила – острый дефицит кадров и быстрое их старение, из-за неудовлетворительной мотивации молодых людей педагогической работой. Очень медленное обновление перечня востребованных новых профессий. Отсутствие единого координационного центра, который мог бы контролировать весь процесс – от учёбы в колледжах до трудоустройства, а также взаимодействие образовательных институтов с бизнесом. Те структуры, которые сейчас выполняют эти функции не обладают в достаточной мере нормативно-правовой основой и зачастую действуют разновекторно.

Представитель Регионального центра «Шыгыс УО» и одновременно мать ученика начальных классов, М. Ошарбаева, посетовала на противоречивость в учебниках и учебных пособиях для начальных классов, где неточности, а то и попросту «ляпы», не редкость, ставя в тупик этим, не только ребят, но и их учителей и родителей.

По завершении прений на заседании, секретарь ВК обкома КНПК, Михеев Сергей, поблагодарил всех присутствующих за их искреннюю информацию и проинформировал собравшихся, что она будет доведена до сведения членов депутатского корпуса от КНПК, для дальнейшего совершенствования нормативной и законодательной базы по образованию.

В дополнение к сказанным мнениям, народные коммунисты Восточного Казахстана, высказали и ряд своих:

  1. В дополнение к тестированию по ЕНТ, ввести, как в школах, так и вузах, устные или письменные экзамены по базовым предметам. Итоговую оценку по знаниям выдавать, учитывая успеваемость за время обучения и обе заключительные оценки по тестированию и устный (письменный) экзамен.
  2. Повысить долю базовых и профилирующих дисциплин на всей линейке образования школа-колледж-вуз
  3. Перейти с количественного на качественный уровень высшего образования. Сократить число низко профессиональных вузов. Ликвидировать образовательную инфляцию, в лице массовизации высшего образования
  4. Сократить нормативы учебной нагрузки на преподавателей; избавить их от несвойственных им функций и излишнего бумаготворчества.
  5. Добиться своевременного обеспечения учреждений образования доступными и качественными учебниками
  6. Возродить культ рабочей профессии и таким образом избавить общество от погони за обязательным высшем образовании

Вот далеко не полный перечень предложений прозвучавших на заседании по проблемам образования.

ВК обком КНПК

Яндекс.Метрика