Home » Депутатские запросы, Партийная жизнь, Центральный комитет КНПК » Не вписавшиеся в “PISA”

Не вписавшиеся в “PISA”

Сфера образования и уровень знаний выпускников остается одной из обсуждаемых проблем в обществе. Желание Казахстана занять свою строчку в списке тридцати развитых стран во многом зависит от того, насколько казахстанская молодежь будет способна соответствовать стандартам Организации экономического сотрудничества и развития. А вот МОН РК довольно попустительски отнеслось к этому серьезному исследованию.

Депутат от КНПК Ирина Смирнова чаще всех в Мажилисе Парламента поднимает вопросы отечественного образования. Ирина Владимировна прошла профессиональный путь от учителя до директора лицея, потому проблемы обучения ей близки и понятны. В своем запросе, адресованном заместителю Премьер-министра Имангали Тасмагамбетову, мажилисвумен указала на некомпетентную работу Министерства образования и науки РК и скрытие факта допущенной оплошности.

Суть дела в том, что существует специальная международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (PISA), которая является ярким индикатором состояния сферы образования. Цели исследования в рамках PISA – определение уровня знаний, которыми овладели учащиеся, получившие общее обязательное образование, а также каковы их умения, необходимые для полноценного функционирования в обществе.

Казахстан уже третий раз участвует в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA). Это всемирная программа осуществляется Организацией экономического сотрудничества и развития ОЭСР. 6 декабря 2016 года ОЭСР официально обнародовала результаты «PISA-2015». В этих результатах Казахстан не был указан. В то же время, в информационном сообщении МОН РК о результатах «PISA-2015» ситуация была преподнесена таким образом, что проблемы не существует.

Кроме того, сказано, что «в сравнении с «PISA-2012» казахстанские участники международного теста показали прогресс по всем направлениям исследования». На самом же деле, результаты Казахстана были исключены из базы данных, ввиду ошибки странового оператора – подведомственной  Министерству образования АО «ИАЦ». В отчете PISA это четко отражено: «Национальные оценщики в Казахстане не проявили требуемую строгость при маркировке». В результате этого закодированные оценщиками задания не соответствовали стандартам PISA и были исключены из базы международных данных.

Конечно, данный факт негативно сказывается на общих и международных рейтингах страны в части соответствия стандартам ОЭСР. Не справившийся с работой национальный оператор – АО Информационно-Аналитический центр – должен понести наказание. Если ИАЦ допускает такие вещи, то эту организацию нужно лишить роли оператора, а непосредственно процесс тестирования возможно передать в конкурентный сектор, по примеру других стран. Поразил тот факт, что ответственное ведомство без зазрения совести умудрилось проинформировать об успешном прохождении тестирования «PISA-2015». Ситуация вокруг «PISA-2015», и в особенности, укрывательство реальных результатов, говорит о серьезной проблеме, требующей незамедлительного решения.

В этой связи, коммунистка настаивает на тщательном расследовании сложившейся ситуации и просит предоставить информацию о ходе тестирования и его реальных результатах,  а также о характере допущенных ошибок и их причинах. Далее, депутат Смирнова намерена узнать о стоимости участия в программе и о потраченных впустую бюджетных средствах. Озвучивая свой запрос, Ирина Владимировна предлагает создать межведомственную комиссию для расследования ситуации по поводу участия нашей страны в тестировании “PISA-2015” и выработать методы предотвращения подобных ситуаций.

Ольга КАРТАШЕВА

Журнал “Коммунист Казахстана” №22, стр. 14

Яндекс.Метрика