Home » Аналитика » Новая жилищная реформа: готовьте кошельки

Новая жилищная реформа: готовьте кошельки

Многострадальную жилищно-коммунальную сферу в Казахстане загнали в угол. Ее одновременно хотят сделать более экономной и в то же время содрать максимум прибыли. Осознавая, что такой путь ведет в очередной тупик, власть вновь начала призывать к реформе.

На днях вице-премьер Бакытжан Сагинтаев подверг критике происходящее в ЖКХ. Начал он с довольно избитой темы – плохой работы КСК. «В сфере жилищных отношений мы изучали работу Лиги потребителей, по их отчетам 11 тысяч жалоб приходится в год на некачественную работу КСК. Наверное, надо что-то в этом вопросе решать, делать и не бояться, что устоявшиеся нормы будем ломать. И надо приступить к новой концепции жилищных отношений», – сказал Б.Сагинтаев.

Затем он посетовал, что новая программа модернизации ЖКХ кое-где дает сбои. «В Кызылординской области, фасад в бетонном доме покрасили, он осыпается. Приходят и говорят, что 2 миллиона вы задолжали. За что платить? Некачественная работа проведена. Задача данной программы – не покраска фасадов. Для жильца что дают фасады? Утепление не дают. Красоту? От красоты может через 2 года ничего не останется, а он оплачивает. Первая задача программы – глубокая термомодернизация», – сказал, как отрезал вице-премьер.

Казалось бы, справедливая критика. Однако странно, что она звучит из уст столь высокопоставленного чиновника. Ведь власть сама завела ЖКХ в такую ситуацию, из которой нужно искать выход.

11 тысяч жалоб – это лишь крошечная верхушка айсберга. На самом деле жалоб примерно столько, сколько в стране квартир. Кроме того, в системе жилищных отношений ломать нечего. Все уже давно сломано. Пора, наконец, хоть что-то построить.

Государство само создало жилищно-коммунальный тупик. С одной стороны, оно взвалило на плечи жильцов ответственность за объекты общедомового имущества – подъезды, лестницы, крыши, подвалы – и требует от них активности. Вы, мол, полноправные собственники, поэтому решайте вопросы с содержанием, ремонтом, благоустройством самостоятельно.

Но с другой стороны, государство добровольно-принудительным путем проводит модернизацию жилых домов, ремонтируя это самое общедомовое имущество, фактически, без согласия собственников. По большому счету, их просто «нагнули», заставляя оплачивать покраску тех самых фасадов, о которых сказал вице-премьер.  И приведенный им пример лишний раз подтверждает, что жильцов как собственников никто не воспринимает.

Иными словами, когда нужно собрать деньги за ремонт крыши, то жильцы – это собственники. А когда они просят обосновать необходимость ремонта, его стоимость и выбор подрядчика, этих «собственников» игнорируют.

Такая двойственная политика в системе ЖКХ – не просто ошибка. Это вполне логичный результат того, что в эту сферу приходит серьезный бизнес. Сейчас он еще неохотно идет в управление объектами кондоминиума, поскольку главные деньги нынче делаются на модернизации. Когда она завершится, то, вполне вероятно, на смену ей придет еще какая-нибудь программа. Например, перевод домов на альтернативное энергоснабжение.

И лишь когда все эти программы закончатся, тогда частный капитал придет и к управлению домами. Тогда и произойдет окончательное вытеснение КСК и окончательная коммерциализация жилищных отношений. Вот только вряд ли жильцы в этих отношениях станут равноправной стороной – они рассматриваются исключительно как источники платежей.

 

Жазира!Нукеева

 

http://vmeste.com.kz/?p=1546

Яндекс.Метрика